- Популярные страны
- Европа
- Азия
- Америка
- Африка
- Австралия и Океания
Осторожно: таймшерИзвестно, что туризм в мировой экономике по прибыльности занимает третье место (после золотодобывающей и нефтедобывающей отраслей). В нашей стране туризм как отрасль экономики официально был признан в ноябре 1996 года, когда Государственная Дума приняла Закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации". До его принятия в стране вообще не существовало законодательства о туризме. Однако, по прошествии полутора лет и продавцы, и покупатели турпродукта вынуждены констатировать, что Закон не работает так, как хотелось бы. Он явно нуждается в дополнительных правительственных решениях и постановлениях. Одним из самых серьезных недостатков Закона является отсутствие законодательной базы на такой вид туризма как таймшер. Рыбку, как водится, сподручнее ловить в мутной воде. И пока "в целях поддержки въездного туризма" сейчас вроде бы разрабатывается законопроект о таймшере, сметливые и ловкие дельцы - любители быстрых и легких денег успешно добиваются своего. Что же это за диковинный зверь с нерусским названием? Таймшер (timeshare) придумали в 60-х годах в Европе как способ продавать гостиничные номера. Предприимчивые американцы подхватили эту идею в 70-х, когда на их рынке недвижимости разразился кризис. Чего только не сделаешь, чтобы выжить! Владельцы отелей стали продавать апартаменты на новый лад. Клиент мог выкупить право проживания в гостинице на пару недель в году аж на 30 лет вперед. Для покупателя так получалось дешевле, а продавец получал гарантированных клиентов. Обычно таймшер покупают на курорте для проживания во время отпуска. Таймшерные курорты есть в 85 странах мира. Во всем мире миллионы людей становятся "владельцами недель отдыха". И не думайте, что обладателю таймшера приходится ежегодно отдыхать в одном и том же месте. Хозяева отелей организовали обмен отдыхом для своих клиентов. В мире существует две компании, помогающие владельцам таймшера поменяться местами отдыха друг с другом. В Европе более известна компания RCI. Таймшеры в системе RCI подразделяются на несколько категорий в зависимости от времени года и выражаются в трех цветах: "красном" (разгар сезона), "белом" (межсезонье) и "синем" (наименее популярное время года для отдыха). Понятно, что "красная" неделя - наиболее дорогая и выгодная при обмене. По качеству обслуживания курорты делятся на стандартные "международной категории" и так называемые "золотой короны". К системе обмена отдыхом RCI подключено более 3000 курортов по всему миру. Услугами ежегодно пользуются примерно 6 миллионов человек. А два года назад представительство RCI открылось в Москве. Что тут началось!Бойкие юноши и девушки начали приставать на улицах и буквально силком тянуть на презентацию какой-то фирмы. Вам говорят, что вы выиграли в лотерее и обещают дать приз. Но вместо этого в течение нескольких часов атакуют ваши мозги с одной лишь целью, которую можно выразить двумя словами: купи таймшер! На Западе таймшер называют "последней революцией на рынке недвижимости". У нас же к нему относятся с предубеждением и недоверием. Оправданным, между прочим. Репутация таймшера в России сильно подмочена. В судах рассматриваются сотни гражданских дел по искам людей, пострадавших от недобросовестных действий туристических компаний, занимающихся организацией клубного отдыха и таймшером. Почему же нам предлагают "неправильный таймшер"? Попробуем разобраться на конкретном примере. Тамара Юрьевна "попалась" прямо в универсаме. Обаятельная, но излишне настойчивая девушка начала разговор издалека, мотивируя его банальным социологическим опросом. Как вам, мол, нравится обслуживание в универсаме? А можете ли вы сравнить его с европейским обслуживанием? Ах, можете? Следовательно, вы были за границей. Оставьте ваши координаты, вам сообщат итоги опроса. Сообщили. Согласно "счастливому билетику", Т. Ю. Орлова выиграла приз. Телевизор. Приходите, говорят, к нам вместе с мужем за телевизором. И захватите с собой 500 долларов. (Тут же должна была сработать ваша мозговая сигнализация: телевизор за 500 долларов - это не приз. Это покупка. Но покупки обычно делаются "по собственному желанию", а не по велению неизвестных личностей). Тамара Юрьевна с мужем Александром Васильевичем были заинтригованы и добровольно отправились в гнездо "социологов". Там о телевизоре уже речь не шла, зато супругам Орловым доходчиво и красноречиво рассказали о клубном отдыхе - таймшере. Мол, чрезвычайно выгодно стать как бы собственником апартаментов в отеле или даже хозяином виллы где-нибудь в экзотическом месте на неделю-другую. Мол, клубный отдых - самый престижный и элитный отдых во всем мире. Вы можете заключить договор на любой срок - год, три, десять или пожизненно. Сколько все это стоит? Сущий пустяк. Десяток тысяч долларов. Дороговато? Давайте 750 долларов за годИнтенсивная "обработка" Орловых продолжалась почти пять (!) часов. Измученные и уставшие супруги, словно загипнотизированные, выложили имевшиеся в наличии 500 долларов и обещали на следующий день привезти оставшуюся сумму (250 долларов), необходимые для оплаты одной недели отдыха. Причем, уйти сразу не удалось. Прилипчивый менеджер настоятельно предлагал автомобиль фирмы, на котором Орловых обещали довезти домой, чтобы они расплатились немедленно! И это в десятом часу вечера! (Здесь тоже необходимо было насторожиться. За любыми некорректными действиями всегда стоят авантюрные или вовсе мошеннические замыс лы. В любой цивилизованной стране недопустимо прямое давление на покупателя. Более того, обязательным элементом продажи таймшера является так называемый "период охлаждения": после того, как потенциальный покупатель ознакомился с предложением о клубном отдыхе, должно пройти некоторое время (от трех дней до двух недель), прежде чем он сможет оформить покупку. Если клиент передумал, в течение этого периода он может вернуть обратно всю сумму депозита. Конечно, российские маркетинговые компании, пришедшие, по сути дела, на пустой рынок, и слыхом не слыхивали о методах цивилизованной продажи таймшера. Какой там "период охлаждения", если смыслом их общения с клиентом является одно: дай денег! Скорее дай!) Вернувшись с весьма изнурительной "презентации" домой и придя в себя, Тамара Юрьевна ужаснулась: кому отдала 500 долларов? Зачем? Судя по методам работы менеджеров "Концерна Вэлфор Менеджмент", хорошего ждать нечего. Конечно, хочется отдохнуть на вилле в Кении или в хижине в африканских джунглях, но как бы не "влипнуть" в историю. Почувствовав неладное, Тамара Юрьевна настояла, чтобы муж поехал обратно и отказался от таймшера. Причем, Орловы были согласны потерять 500 долларов. Потом Тамара Юрьевна скажет: "Я предчувствовала, что, купив таймшер, мы потеряем гораздо больше". В "Концерне Вэлфор Менеджмент" Александра Васильевича так просто не отпустили. Хваткие менеджеры взялись за обработку потенциального клиента с удвоенной силой. И не выдержал Александр Васильевич, заплатил недостающие 250 долларов. "Ничего, - утешал потом он жену. - Может, все не так уж и плохо. Съездим на Канарские острова, отдохнем". Купив таймшер, нужно внимательно изучить документы, сопровождающие покупку. Часто они не только далеки от совершенства, но явно рассчитаны на некомпетентность клиентов. Договор и сертификат, которые зачастую составлены только на английском языке, страдают элементарной правовой безграмотностью, не соответствуют законодательству о защите прав потребителей, валютному законодательству. Клиент оказывается в ситуации, исключающей или крайне затрудняющей защиту своих прав. Счастливым обладателям таймшера и невдомек, что сертификат и даже договор, выданные маркетинговой компанией, фактически не являются юридическими документами. Они лишь подтверждают право клиента на владение недвижимостью. Супруги Орловы не стали исключением из правила. Им был выдан Сертификат участников программы "Лучшие путешествия", который якобы гарантирует "право занимать апартаменты "студио", а также использовать другое оборудование на территории клубов-курортов". В Договоре с "Концерном Вэлфор Менеджмент" помимо прочего, черным по белому написано: "Продавец обязан предоставить необходимую информацию Покупателю относительно курорта". В качестве информации Орловым рассказали, что им предоставляется номер "студио" в пятизвездочном отеле в клубе "Марина", который расположился на берегу океана на острове Тенерифе. Заманчиво, не правда ли? И всего-то за 750 долларов. Стоп. Рано радоваться. Еще не подсчитаны транспортные расходы. Бронированием апартаментов, оформлением виз, авиабилетов и медицинских страховок занялось ТОО "Холидей Интернешнл", с которым тоже был составлен соответствующий договор. В нем указано, что выдача документов происходит за два дня до вылета на курорт. День вылета был определен заранее - 13 марта 1998 года. Можно было отпрашиваться с работы (Тамара Юрьевна преподает в школе историю и граждановедение). Но 10 марта билетов на самолет еще не было, равно как и 11-го. Накануне вылета Тамара Юрьевна еще находилась в раздумьях, брать ли отпуск за свой счет или повременить, поскольку никаких доказательств поездки не поступило. Авиабилеты Орловым выдали за 14 часов до вылета. Последовали сборы на скорую руку, и, наконец-то, долгожданное путешествие на Канары. Остров Тенерифе - райский уголок для неизбалованного экзотикой россиянина. Колдовская растительность, синий простор океана, на берегу которого расположился клуб "Марина" (якобы входящий в систему RCI). Шикарный номер "студио" в пятизвездочном отеле. Там было все необходимое для полноценного семейного отдыха: просторная гостиная, спальня, кухня, оборудованная по последнему слову техники (комбайн, тостер, красивые столовые приборы, различные фужеры, рюмки, стаканы). Заморочки начались практически сразу же. При заселении Орловых обязали заполнить бланк с перечнем всех предметов, находящихся в номере. Как вы думаете, сколько нужно потратить времени, чтобы пересчитать все ножи, вилки, ложки, стаканы, стулья, полотенца, наконец? Правильно. Пол-дня из своего недельного отдыха потратила Тамара Юрьевна на подсчеты. Достаточно унизительное занятие, нужно сказать. Орловы много путешествовали, но с подобной практикой ранее не сталкивались. Легче всего было считать полотенца. Потому что их было одно. На человека. В пятизвездочном отеле. А где же второе полотенце? поинтересовалась Тамара Юрьевна у директора клуба "Марина" Владимира Ляшкова. Не положено. А пляжное? С собой везти нужно. Или покупать. Отправляя туристов в поездку, фирмы обычно дают им проспекты, где подробно расписана информация обо всех правилах и нюансах курорта (платные лежаки на пляже или нет, сколько стоит покататься на водных лыжах и т. д. ). Руководствуясь предоставленной информацией, туристы собирают чемоданы. Кто бы мог подумать, что на Тенерифе в пятизвездочный отель нужно ехать со своим полотенцем, как в Тулу со своим самоваром! Мыло тоже нужно было захватить, равно как и шампунь, которые почему-то не выдавались. И это в номере "студио"! Да во второразрядной гостинице каждое утро положено выдавать кусок мыла! Но, видимо, не в клубе "Марина". Бред какой-то. Ничего себе контрасты: стиральная машина стоит в номере и всего лишь одно полотенце. А еще сразу же был взят залог в сумме 100 долларов за телефон. Опасаются в "Марине", что клиенты, живущие в "5 звездах" (куда выше?), имеют привычку "висеть на телефоне" и сматывать удочки, не заплатив. Хорошо, что за стиральную машину залог не потребовали. Но главные "сюрпризы" были впереди. Нужно сказать, что обе лоджии апартаментов и окна выходили на стройку, которая шла полным ходом в непосредственной близости от отеля. Представьте себе шум, грохот, пыль и иностранную ругань круглосуточно, и вы поймете, как счастливы были Орловы в клубе "Марина". Стройка - значительная помеха в отдыхе, и мало кто из клиентов согласился бы приехать туда, зная о ней заранее. В "Концерне Вэлфор Менеджмент" информацию о стройке скрыли, хотя она, как оказалось, есть даже в сети Интернет. Переодеваться в номере нужно было со всей осторожностью, ибо строители - народ любознательный, и, видимо, поэтому частенько заглядывали в окна. Дальше - больше. Менеджеры "Концерна" в Москве говорили, что отель находится в 150-ти метрах от океана. Это действительно так. Только между отелем и океаном оказался не пляж, как логично было бы предположить, а помойка. Обыкновенная. Не верите? Я тоже не верила, пока Тамара Юрьевна не показала мне видеокассету. (Забегая вперед, скажу, что в "Концерне Вэлфор Менеджмент" лишь усмехнулись, узнав о кассете, мол, она не является доказательством для суда. Чрезвычайно "грамотные" люди). Пляж тоже был в наличии. На расстоянии более двух километров от отеля. Конечно, никто не удосужился показать дорогу к нему. Особенно "приятно" было засыпать под мелодичный шум стройки, заглушающий шум океана и рев самолетов, идущих на посадку. Клуб "Марина" находится в 15 минутах езды от аэропорта. Чудненькое местечко! С сервисом по-русски. Но Тенерифе - это Тенерифе, и было бы ошибкой не уделить внимания его достопримечательностям. Экскурсии нужно было заказывать и оплачивать дополнительно. Мы заказали три экскурсии, которые стоили нам 285 долларов. Для меня это достаточно значительная сумма, - рассказывает Тамара Юрьевна. Мы, конечно, заказывали русскоязычные экскурсии. Две из трех таковыми и были. А одна проводилась аж на четырех языках, но русский туда не входил. И никто даже не потрудился извиниться. Но самое неприятное, пожалуй, заключалось в следующем. Директор клуба "Марина" В. Ляшков и его помощник в течение трех дней воровали время у отдыхающих, продолжая "промывку мозгов", начатую еще в Москве. Они настоятельно требовали, чтобы курортники стали постоянными членами клуба и немедленно (!) выложили 360 долларов, а по приезду в Москву еще немного - всего каких-то 8000 долларов. - О каком постоянном членстве может идти речь, если у меня есть полное основание предъявить вам судебный иск! - отвечала им Тамара Юрьевна. - Нам не предоставили полной и достоверной информации о курорте. Что я, полная идиотка, проводить свой отпуск на стройке и, извините, на помойке под шум аэродрома? Последней составляющей "букета" неожиданностей оказался завершающий день "отдыха" (который и отдыхом-то нельзя назвать без кавычек). Орловых заранее не предупредили, что апартаменты нужно освободить до 10 часов утра. Сказали об этом уже утром, и пришлось, спешно собрав вещи, ехать в аэропорт, хотя самолет вылетал в половине десятого вечером. Таким образом, еще один день был уворован. Получилось дешево и сердито. Считайте сами. Стоимость номера "студио" - 750 долларов, виз и авиабилетов - 1320, полупансиона - 200, экскурсий - 285 долларов. Поездка через "Концерн Вэлфор Менеджмент" стоила Орловым примерно на 600 долларов дороже, чем аналогичное путешествие через солидную турфирму типа "Роза ветров", у которой не было ни одной рекламации. (Для сравнения. Орловы ранее путешествовали через "Розу ветров", и когда фирма на небольшой срок перенесла поездку, они компенсировали это, отправив супругов первым классом и принеся свои извинения). - Я не хочу оставлять безнаказанным обман "Концерна", - говорит Тамара Юрьевна. - В моем положении могут оказаться другие "заглотившие наживку", у которых не хватит сил и времени бороться с несправедливостью. Мы строим правовое государство, и зло должно быть наказуемо. "Концерн Вэлфор Менеджмент" должен быть лишен лицензии. Физически уставшая и морально разбитая Тамара Юрьевна, вернувшись в Москву, проконсультировалась с юристом и написала заявление исполнительному директору ЗАО "Концерн Вэлфор Менеджмент" В. А. Видерману, где изложила все свои претензии. Прошло больше месяца. Ответа нет до сих пор. Уважающая себя фирма в подобном случае постарается не доводить дело до суда и компенсировать потери (физические и моральные) туриста в ходе переговоров или в претензионном порядке. И пусть пока нет правовой базы о таймшере в России, необходимо руководствоваться законодательствами о защите прав потребителей и о туризме. В статье 10 Закона "Об основах туристической деятельности Российской Федерации" говорится, что в договоре в обязательном порядке должны найти отражение существенные условия реализации турпродукта. Одним из существенных условий является достоверная информация о потребительских свойствах туристического продукта. "Концерн Вэлфор Менеджмент" не только не предоставил достоверной информации о клубе "Марина", но и пошел на заведомый обман клиентов. Согласно Закону, туристу в случае невыполнения условий договора в качестве убытков и компенсации морального вреда компания возмещает сумму, равную двойному размеру стоимости туристского продукта. Понятно, что благодаря фирмам типа "Концерн Вэлфор Менеджмент", у россиян складывается стойкое предубеждение против таймшера. Методы агрессивного маркетинга, невыполнение обязательств компаний могут раз и навсегда погубить хорошее, в общем-то, дело. В качестве совета потенциальным потребителям таймшера можно сказать, что не стоит покупать таймшер через фирмы-посредники (маркетинговые компании). Лучше будет поехать на приглянувшийся курорт самим и посмотреть все своими глазами. Так наверняка надежнее. А может, и дешевле. К сведению "Концерна Вэлфор Менеджмент" и его последователей. Гражданские дела по искам людей, пострадавших от "сюрпризов" российского таймшера, как правило, заканчиваются в пользу граждан. Хватит нас дурить!
Светлана Русакевич Источник: Отдых Смотрите также:Новости |
Каждому подписчику мы дарим 1000 рублей на бонусный счет для оплаты проживания в любом отеле мира! |