Поездами РЖД ездит все меньше пассажиров
Продолжается стремительное сокращение числа пассажиров дальних поездов на российских железных дорогах. В декабре 2014 года обвал достиг 12% по сравнению с 2013 годом и 18% по сравнению с 2012-м. Несколько лучше ситуация была во время новогодних перевозок - снижение приблизительно на 4% к праздничному периоду 2013/14 годов и на 14% к 2012/13. Наиболее вероятной причиной стал резкий рост реальных тарифов, полагает соб.корр. Travel.ru.
Всего за 2014 год в дальних поездах РЖД перевезено почти 103 миллиона пассажиров, что на 8% меньше, чем в 2013 году и на 12% меньше, чем в 2012 году. При этом в первые месяцы 2013 года падения фактически не было, но после введения так называемой системы динамического ценообразования в купе и СВ и резкого роста цен в плацкарте (в 2015 году он продолжится - расценки в плацкарте увеличены еще на 10%) пассажиры стали отказываться от услуг РЖД. Еще сильнее (9,1% к 2013 году и 15% к 2012 году) уменьшается пассажирооборот, то есть произведение количества пассажиров на дальность поездки - иными словами, даже имеющиеся клиенты стали ездить на меньшие расстояния.
Одной из вторичных причин снижения спроса стало обострение отношений с Украиной, вследствие чего было отменено множество международных поездов, а оставшиеся ходят полупустыми. Другим фактором стал обвал рубля - он привел как к серьезному падению доходов населения, так и сильному скачку цен на международные поезда, тарифы которых номинированы в швейцарских франках. Не удалось железнодорожникам получить и сколько-нибудь существенный рост перевозок вследствие Олимпиады.
Кроме того, в конце 2014 года впервые за долгий срок обозначилось падение пригородных перевозок. В декабре оно составило 2,6%, и вероятно, эта тенденция будет только нарастать ввиду бездарной политики федеральных властей, взваливших финансирование пригородного движения на регионы. В 2015 году ситуация станет еще хуже - правительство резко сократило льготы пригородных компаний на оплату железнодорожной инфраструктуры. Их расходы по этой статье вырастут сразу в 25 раз - до сих пор перевозчики платили за инфраструктуру 1% (остальное компенсировал федеральный бюджет), теперь ставка повышена до 25%.
При этом многие СМИ ошибочно интерпретировали введение льготы в 25% как сокращение расходов пригородных компаний по этой статье в 4 раза. Тогда как на самом деле расходы возрастут как минимум в 25 раз (без учета возможного повышения самой инфраструктурной ставки). Таким образом, следует ожидать вала отмен пригородных поездов - это может затронуть любой регион, кроме московского, где они остаются прибыльными.
В РЖД пробуют переломить тенденцию по крайней мере в дальних поездах - путем введения скидок на некоторых маршрутах и увеличения числа дневных экспрессов. В частности, два недорогих ночных поезда - сидячий и двухэтажный - будут запущены между Москвой и Санкт-Петербургом. На этой же линии обещано некоторое снижение цен на непиковые рейсы "Сапсанов". Кроме того, улучшены условия программы лояльности "РЖД Бонус". Однако вряд ли все эти меры смогут радикально улучшить ситуацию без общей реформы отрасли.
- Автор: Юрий Плохотниченко
Читайте ещё
Новости из России
Билеты на поезд
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах