Турбизнес России и кризис: кто кого?
Спрос на туристические услуги в России за последние месяцы снизился на 30%. В таких условиях рынок туризма страны не может не претерпеть серьезных изменений. Об этом говорилось на состоявшемся в Санкт-Петербурге семинаре "Экономический кризис в России: возможности и угрозы для российского туризма".
До кризиса российский туристический рынок характеризовался как один из наиболее быстрорастущих. Однако сегодня принятие решений для туристического бизнеса происходит в ситуации высокой степени неопределенности.
Как сообщает RATA-News, положение большинства российских турфирм свидетельствует о напряженности на рынке и отсутствии глубины продаж. Туристы теперь предпочитают покупать тур за неделю до выезда, а постоянное повышение курса доллара и евро во отношению к рублю перекрыло снижение цен на топливо, и это не позволяет упасть рублевой цене путевок. В этой ситуации становятся интересными развивающиеся рынки - Россия, Индия, Китай - где происходит девальвация местной валюты и, соответственно, снижается стоимость туров.
Эксперты Российского союза туриндустрии предлагают два сценария развития событий на рынке в связи с кризисом. Оптимистичный вариант предполагает снижение спроса на 15-20%, что не должно оказать сильного влияния на рынок в целом. Возможно, турфирмы смогут заполнить финансовый пробел сокращением каких-либо расходов и остаться, например, на уровне 2007 года. Пессимистичный сценарий предусматривает возможное падение рынка на 35-40%, что приведет к более серьезным последствиям для туристических компаний. Возможно сокращение количества игроков рынке на 10-15%. Некоторые туроператоры давно работают в минус, но за счет наращивания оборотов и получения дешевых кредитов большинству из них удавалось оставаться на плаву. При 35-40%-ном падении рынка покрыть убытки будет невозможно, и их ждет банкротство.
Кризис прореживает ряды туристической отрасли, отсеивая слабых игроков. Эксперты не исключают консолидации крупных компаний. Они смогут играть на перепадах цен на разных рынках, разнице валют и за счет больших объемов предлагать более низкую цену. По другим прогнозам, пострадать, в первую очередь, могут именно крупные туроператоры, которые пользуются банковскими кредитами. Малые и средние турфирмы смогут выжить и остаться на рынке за счет более высокой мобильности и способности быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям.
В любом случае количество туров, предлагаемых на рынке, значительно сократится. Демпинговать в ближайшее время будет невыгодно, туроператорам придется работать на грани рентабельности. Количество перевозок и доступных отелей им придется сократить, а значит спецпредложения станут появляться редко и не будут столь заманчивыми для туристов.
Предполагается, что кризис снизит интерес туристов к среднеценовому сегменту отдыха. Клиенты предпочтут поехать отдыхать в более дешевые отели и на меньшее количество дней. Однако индивидуальные дорогие туры будут по-прежнему пользоваться спросом, полагают эксперты турбизнеса. Турфирмы предлагают не наращивать усилия по организации групповых программ с оплаченными блоками мест на чартерных рейсах и заранее забронированными гостиницами, а уменьшить риски с помощью выделения индивидуальных туров как приоритетного направления.
Читайте ещё
Новости из России
Туристический бизнес
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах