Консульство сделало невозможным отдых во Франции на майские праздники
Представители российского турбизнеса дважды за последние дни - 28 и 29 апреля - пикетировали французское консульство в связи с невыдачей виз туристам. Те или иные визовые проблемы периодически бывают и в консульствах других стран; но на этот раз ситуация была усугублена крайне недипломатичной позицией консула Франции Эдит Гие-Новак. В ответ на слова президента РСТ Сергея Шпилько об огромных убытках турбизнеса она заявила, что эти проблемы ее не волнуют. Российские фирмы не сочли возможным промолчать в такой ситуации, сообщает RATA-News. Сама по себе акция у ворот посольства беспрецедентна: турфирмы впервые вышли на улицу, чтобы попытаться отстоять свои права и защитить интересы своих клиентов.
По вине французского консульства положение во многих российских фирмах сложилось действительно драматическое. По состоянию на субботу, например, в компании "Туртранс вояж" "зависли" четыре автобусных группы, которые должны были 29 апреля отправиться в Европу. "Ост-Вест" не смог отправить три группы и один рекламный тур, в DSBW не уехали 41 человек (автобус) и 15 индивидуальных туристов, в компании "Анкор" - порядка 90 человек, в "Интерс" - столько же, в компании "Ланта Тур вояж" - 50 человек, в "Орфее" - 40, в компании "Голд Турс" - 70, в "Экспресс Лайне" - 20 и т.д. Всего, по подсчетам туроператоров, во Францию в эти дни не уехало порядка 1,5 тыс. человек. Среди них не менее половины - жители регионов, многие из которых успели прибыть в Москву. Их приходилось расселять в московских гостиницах или буквально снимать с поездов или самолетов, следующих в столицу.
По данным "Турпрома", консульство не смогло оформить около 2 тысяч виз (только автобусным туроператорам не выдано порядка 500-600 виз). Точно убытки будут подсчитаны позже, но уже сейчас очевидно, что речь идет об огромных суммах. При средней стоимости парижских туров от 500 до 1000 евро туристы теряют большую часть оплаченной суммы (билеты сгорают, отели выставляют штрафы как минимум за одну ночь). В итоге общая потерянная сумма может составлять до 1 млн евро.
Напомним, что о проблеме стало известно 26 апреля, когда часть персонала объявила о начале забастовку по оформлению виз. Известно, что бастуют те сотрудники (и российские граждане и французы), которые были наняты на работу самим посольством: имея приблизительно тот же оклад, что и сотрудники, заключившие контракт через МИД и МВД Франции, они выполняют существенно больше обязанностей и работают согласно более жесткому российскому трудовому кодексу.
Признавая за сотрудниками французского консульства право на забастовку, российские турфирмы требуют соблюдения и своих интересов, и главное, прав своих клиентов. Так, если уж консульство оставило паспорта туристов у себя - эти паспорта должны были быть обработаны. Но документы остались "заложниками" забастовщиков, и туристы не смогли уехать на майские праздники хотя бы в другие, безвизовые страны. Кроме того, даже если сегодня туристы получат визу, она будет неактуальной, ведь во французском консульстве с некоторых пор визу дают на очень жесткий срок - "от" и "до". Если туристы не получили визу 30 апреля, то сейчас они получат ее заведомо просроченной. Все турфирмы получили квитанцию об оплате визового сбора, на которой стоит дата выдачи паспортов, однако консульство не выполнило своих обязательств. Более того, оно сознательно дезинформировало туристов, официально заявив информационным российским агентствам, что все, кто сдал документы вовремя, визу получили. Из этого следовал простой вывод, что без виз якобы остались самые нерадивые. Это внесло дополнительное напряжение во взаимоотношения операторов, турагентств и клиентов.
Однако оскорбительнее всего оказалось открытое нежелание консульской службы разрешать возникший конфликт и, как следствие, полная непредсказуемость ситуации. Туроператоров удивляют непрофессиональные действия в создавшейся критической ситуации руководства французского консульства: вместо принятия экстренных мер по налаживанию выдачи виз российским гражданам и турфирмам, оно каждый день кормило их лживыми обещаниями о скором возобновлении нормальной работы.
Поскольку в целом такая ситуация для российского рынка, к сожалению, не новость - опыт разрешения подобных конфликтов с клиентами у руководителей турфирм есть. Хотя по законодательству они не несут ответственности за проблемы, вызванные консульством, большинство из них возьмут убытки на себя и в той или иной форме возместят туристам несостоявшийся отдых. Многие турфирмы договорились с клиентами о переносе поездки на другие сроки или на замену страны. Тем не менее пусть не сразу, но обязательно будут и иски, считают эксперты. В данном случае, подчеркивают юристы, исход дела во многом будет зависеть от того, указана ли виза среди перечня оказываемых компанией услуг в договоре. Если да, то суды почти в 100% случаев относят такие конфликтные ситуации к рискам самой турфирмы. Если нет, как это бывает в договорах операторов, то размер компенсационных выплат туристу определяется исходя из реально понесенных расходов.
Дальнейшее развитие ситуации на французском направлении будет зависеть от того, как поведет себя консульство во вторник: будет ли оно наверстывать упущенное, оформляя документы и за прошедшие дни и на ближайшие даты, или проведет очередной формальный рабочий день, который только усугубит проблему. На 2 и 3 мая есть вылеты групп туристов и старты автобусных программ. Если не удастся отправить этих туристов, праздники будут сорваны окончательно.
Российский союз туриндустрии направил письма в адрес министров иностранных дел России и Франции с просьбой помочь в решении конфликта. 2 мая турфирмы вновь выйдут к французскому посольству. Они планируют встретиться с консулом и предложить ей свой вариант решения проблемы.
Новости из Франции
Посольства, консульства и визовые центры
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах