В немецком городе Касселе открылась крупнейшая в мире выставка современного искусства "Документа" (Documenta). 118 художников со всех континентов представляют около 450 произведений в трех залах Museum Fridricianum на площади в 10 тысяч квадратных метров, а также в ряде открытых мест города. Впервые "Документа" состоялась в 1955 году. Ее основателем бы немецкий художник и теоретик искусства Арнольд Боде. С 1972 года "Документа" проходит раз в пять лет, собирая ведущих художников и арт-критиков со всего мира. В этом году ее куратором впервые стал неевропец. Это 38-летний уроженец Нигерии Оквуи Энвезор - поэт, литературовед и эссеист, около 20 лет живущий в Нью-Йорке. Энвезор радикальным образом обновил концепцию "Документы", пригласив к участию много художников из стран Третьего мира, неизвестных миру западного арт-бизнеса. Малоизвестное незападное искусство составляет примерно одну треть всей выставляемой в этом году в Касселе художественной продукции. Вместе с тем, среди западных авторов на этот раз тоже почти не видно звезд. Таким образом, одиннадцатая "Документа" представляет собой по существу новаторский проект, который должен будет не только расширить географию "мира искусства", но и выявить новые имена. Другой отличительной чертой нынешней кассельской выставки является бесспорное преобладание здесь фото- и видеоискусства над живописью и скульптурой. Залы Museum Fridricianum наполняют многочисленные объекты и инсталляции, в которых сочетаются звук, цвет и пространство. В произведениях многих участников выставки отражена актуальная сейчас тема глобализации. Однако политика вовсе не является здесь доминирующей темой. По словам главного куратора "Документы", одна из центральных задач мероприятия - это стимулирование у посетителей самой широкой фантазии, причем не только с помощью отдельных вещей, но и с точки зрения всей выставки как единого произведения в целом. Отдельные образцы современного искусства можно также видеть в прилегающем к музею парке. Из русских художников в "Документе" участвуют живущие в Берлине Светлана и Игорь Копыстянские, представляющие романтическую видеоинсталляцию "Поток". В целом же, в общей концепции "Документы" кассельская выставка считается одной из пяти "платформ" - наиболее крупной и известной. Другие "платформы" проекта разбросаны по таким местам, как Вена, Берлин, Нью-Дели, остров Сент-Люсия в Карибском море, а также в африканских городах Фритаун (Сьерра-Леоне), Йоханнесбург (ЮАР), Киншаса (Конго) и Лагос (Нигерия). "Документа" в Касселе продлится 100 дней и закроется 15 сентября. За это время ее должно посетить более полумиллиона зрителей. Цена стандартного однодневного билета - 16 евро, сообщает BBC.