Живопись в старинном жанре "обманки", популярном в XVIII-XIX веках, представлена на выставке "Я сам обманываться рад", в среду открывшейся в Государственном музее-усадьбе "Кусково". В оранжерее XVIII века экспонируются картины той же эпохи из коллекции музея, в свою очередь, попавшие туда из собрания графов Шереметевых. Рядом на стенах - "обманки" наших дней: этот жанр развивает действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии России живописец Татьяна Назаренко. Традицию иллюзорной живописи, имитирующей предметы столь точно, что они кажутся настоящими, Назаренко перенесла в "монументальные" формы. Она выпиливает из фанеры фигуры современников и раскрашивает их. Издалека продавщицу, бизнесмена, студентку, официанта и прочих представителей различных социальных слоев можно принять за живых людей. Искусство живописных "обманок" - одно из интереснейших явлений в России и Западной Европе XVIII. Они призваны создать оптическую иллюзию, заставить зрителя принять изображение за натуру. На выставке можно видеть натюрморты, "подделывающие" деревянную стену развешанными на ней или разложенными по узким полочкам мелкими предметами. С максимальной точностью передается фактура самой стены и каждой вещи - письма, гравюры, ножниц, гребешка, часов и т.п. Вырезанные по контуру и раскрашенные изображения человеческих фигур тоже рассчитаны на обман зрения. Подобные "обманки" ставились в интерьерах и парках XVIII века. Кусковская коллекция "обманок" - одна из самых крупных в России. На выставке собраны лучшие ее образцы - натюрморты Петра Богомолова, Григория Теплова, неизвестных художников "Дама с цветочной гирляндой", "Натюрморт с попугаем", "Дама с ребенком". Спектр художественной иллюзии в декоративно-прикладном искусстве широк - от имитации материалов и природных форм до изящной шутки, дань чему отдали многие керамические и стекольные производства Западной Европы и России XVII-XIX веков, изделия которых включены в экспозицию, сообщает РИА "Новости".