Существует ли эталон совершенного человека? На этот вопрос пытаются найти художественный и одновременно документальный ответ организаторы открывшейся в Берлине выставки "(Не)совершенный человек. О праве на несовершенство".
Выставка инициирована Немецким музеем гигиены в Дрездене и Немецким Объединением помощи инвалидам, при почетном покровительстве президента Иоганнеса Рау. Экспозиция расматривает проблему инвалидности и отношения к ней общества на протяжении веков.
Экспонаты этого мультимедийного шоу, расположившегося на площади в 1200 квадратных метров в одном из лучших берлинских выставочных комплексов - Мартин-Гропиус-Бау, заставляют посетителя задуматься о понятии "нормы" в приложении к человеческому существу в принципе.
"Каждая культура всякий раз определяет по-новому, какое тело должно считаться совершенным", - можно прочесть при входе в первый зал экспозиции. В центре, на специальном постаменте с мигающей надписью "совершенный-(не)совершенный", возвышается стеклянный человек, наполненный красно-синими нервными каналами - экспонат образца 1930 года из Немецкого музея гигиены. Человек - как совершенная машина.
На стендах - "эталоны красоты" из разных эпох: классика и китч, античная мозаика и раскрашенная фотография Мэрилин Монро. Перед зрителем открываются отдельные стоянки-экспозиции, отражающие тему нормальности-ненормальности в различных аспектах и формах.
Например, надписи к экспонатам сделаны также специальным шрифтом для слепых. На большом экране, у одной из стоянок - писательница Урсула Эггли, страдающая тяжелым заболеванием костной системы. Она говорит: "Наверное, если бы не болезнь, то у меня была бы сейчас очень скучная жизнь!" Болезнь, приковавшая ее к постели, одновременно послужила стимулом к духовному развитию.
Далее в экспозиции - пропагандистские материалы времен третьего рейха. Муляжи расовых типов "негроида" и "динарца". Оба выглядят малосимпатично. Зато очень симпатичны немецкие дети на учебных плакатах, агитирующих за чистоту расы. По соседству - картинки из средневековых алхимических фолиантов, воспроизводящие процесс получения сверхъестественного зародыша.
Исторические предтечи генной инженерии мечтали раскрыть тайну жизни. К решению этой задачи вплотную подошли современные ученые. Для организаторов выставки вопросы биоэтики и генной инженерии представаляются крайне актуальными. На различных стендах отражены мнения политиков, артистов и инвалидов о моральных границах биомедицинских экспериментов.
Своеобразный художественный, но также и философский оттенок выставке "(Не)совершенный человек" придает то, что она идет на фоне проходящей в бельэтаже этого же самого выставочного зала экспозиции Государственного Берлинского музея "Греческая классика - идея или реальность", на которой обильно представлены эталоны античного понимания прекрасного и гигиенического.
Многое, что было "нормальным" в древнегреческом обществе, считается "ненормальным" сегодня. Например, открытый гомосексуализм. Статуи знаменитых любовников-тиранноборцев украшают центральный холл экспозиции. Посетить и сравнить обе экспозиции в берлинском выставочном комплексе Мартин-Гропиус-Бау можно будет до 2 июня. Об этом сообщает BBC.