В США меняется идеология поведения экипажа самолета в случае нахождения на его борту террористов или преступников. Администрация Транспортной Безопасности США (Transportation Security Administration) предписала авиакомпаниям в течение 60-ти дней подготовить летный состав таким образом, чтобы они могли самостоятельно противостоять злоумышленникам или буйным пассажирам.
Отныне авиакомпании обязаны постоянно тренировать пилотов и стюардесс, которые должны будут уметь быстро оценивать ситуацию и незамедлительно принимать те меры, которые сочтут нужным. Экипажам отныне разрешено прибегать к помощи пассажиров. Экипажи не будут обучаться боевым искусствам и рукопашному бою, зато будут снабжены оружием, которое будет способно парализовать или усыпить преступника, не лишая его жизни. Тренировочные курсы разработаны с участием специалистов ФБР.
Ранее члены экипажа не имели оружия, они были обязаны выполнять все требования угонщиков, а дверь в кабину была открыта. Это делалось для того, чтобы не провоцировать нападавших на совершение дополнительных агрессивных действий с использованием оружия, дабы не подвергать пассажиров риску. Более того, экипажам предписывалось максимально сотрудничать с угонщиками. Идеология безопасности была такова: "Экипаж самолета отвечает только за безопасность полета. С террористами должны бороться спецслужбы". Как показали теракты 11 сентября, террористы смогли взять управление самолетом на себя, что повлекло огромные жертвы.
Это очередной этап ужесточения норм безопасности авиаперелетов. После терактов 11 сентября во всех самолетах были установлены специальные пуленепробиваемые двери, которые должны защитить экипаж от возможных нападений. Стоимость каждой такой двери составила $10 тыс. Параллельно ужесточены меры безопасности в аэропортах страны. Пассажиров теперь подвергают гораздо более жесткому досмотру, их заставляют разуваться. Досматривают и инвалидов, которые раньше проходили в самолеты, не подвергаясь досмотру.
До 11 сентября лишь от 2 до 10% багажа подвергалось досмотру - ныне обязательна проверка каждого чемодана и сумки. Только на внутренних рейсах ежедневно необходимо досматривать 3.8 млн. предметов багажа. Однако сегодня службы безопасности аэропортов не готовы к этому - по данным газеты Washington Times, пассажира досматривают в пять раз быстрее, чем его чемодан.
Все аэропорты США устанавливают новые, более сложные и чувствительные системы досмотра, способные, например, обнаружить не только металлические, но и пластиковые пули, ножи и взрывчатку. Создано специальное подразделение спецслужб из 28 тыс. человек, ответственное за обеспечение безопасности в аэропрортах. Уже обсуждается предложение, что физические данные каждого человека, пожелавшего совершить перелет, будет заноситься в специальную базу данных, которая будет фиксировать его биометрические показатели - рост, вес, форму головы, цвет глаз и волос, отпечатки пальцев и т.д.
Авиакомпании, объемы перевозок которых после сентябрьских событий упали на 25-30%, вынуждены идти на такие расходы. Кэрол Хэлетт, президент Ассоциации Авиатранспорта (Air Transport Association), объединяющей авиаперевозчиков США, заявила в интервью газете Washington Post: "Мы просим пассажиров простить нас за те неприятности, которые мы вынуждены им доставить...". Авиакомпании действительно переложили часть груза расходов на самих пассажиров: в стоимость авиабилета заложена специальная надбавка (в зависимости от рейса и типа билета составляет от $2.5 до $10) - эти средства направляются на обеспечение безопасности. Пассажиры отныне вынуждены мириться с тем, что время ожидания посадки значительно увеличилось, что их могут снять с рейса без объяснения причин - лишь потому, что они показались подозрительными и т.д. Об этом сообщает RBC.