12 января в Тюменском государственном музее изобразительных искусств открылась выставка офортов всемирно известного художника Франсиско Гойи "Капричос" из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. Знаменитый "Капричос" (таинственная книга или альбом, над расшифровкой значения которого искусствоведы трудятся порядка двухсот лет) в виде отдельных 80 офортов представлен на экспозиции. "Капричос" был приобретен музеем несколько лет назад у частного коллекционера, впервые показан в Петербурге, затем в Каменск-Уральском, Екатеринбурге, и вот, наконец, в Тюмени.
Директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, организовавший выставку в Тюмени, заслуженный работник культуры РФ Валерий Карпов рассказал на пресс-конференции о том, что имевшая огромный успех сюита "Капричос" выдержала шесть изданий. Первое издание 1799 года, отпечатки которого представляют огромную редкость, было выпущено небольшим тиражом. Франсиско Гойя успел продать только 27 экземпляров, как последовал запрет власти на альбом. В 1803 году увидело свет второе издание, отпечатанное тиражом 240 экземпляров и преподнесенное в дар королю. Полный альбом из этого издания хранится в Эрмитаже. Парадоксально, но факт: всемирно известный музей Санкт-Петербурга не разу не выставлял коллекцию офортов полностью. Именно благодаря Ирбитскому государственному музею изобразительных искусств жители города на Неве смогли оценить "Капричос" целиком.
Всего альбом выдержал шесть изданий. Титульный лист "Капричос" утрачен, но удалось установить, что именно к последнему, уже посмертному изданию 1868 года, осуществленному Национальной калькографией королевской Академии художеств в Мадриде, принадлежат офорты Ирбитского музея. В 1879 году гравированные доски, с которых делался графический оттиск, были "законсервированы". Сейчас они хранятся в Мадриде. Сколько всего экземпляров "Капричос" было выпущено - точно никто сказать не может. В России, кроме Эрмитажа и музея графики Ирбита, полное собрание офортов хранится в государственном музее изобразительных искусств имени Александра Пушкина в Москве.
"Эта выставка не рассчитана на толпу. Она требует детального, вдумчивого рассмотрения. Экспозиция очень сложная и требует очень интеллигентного и умного зрителя", - сказал журналистам В.Карпов. Об этом сообщает ИА "Росбалт".