В ведущих российских авиакомпаниях утверждают, что последствия мирового кризиса авиационных перевозок они ощутили уже в первые дни после трагедии. "В соответствии с распоряжениями американских и канадских властей, мы несколько дней не совершали полетов в США и Канаду. Все это время в Канаде находились два самолета, направлявшихся в Америку, и один, который должен был выполнять рейс Торонто - Москва. Нам пришлось прервать на несколько дней продажу и бронирование билетов на североамериканском направлении, и в те дни у нас "зависли", ожидая полета, около 700 пассажиров, забронировавших билеты," - рассказал заместитель генерального директора компании "Аэрофлот" Лев Кошляков.
"Аэрофлоту" пришлось в срочном порядке усиливать меры авиационной безопасности: закупать дополнительную технику, в частности, для проверки багажа и самолетов, набирать и обучать дополнительный персонал.
Простой самолетов, отсутствие рейсов в течение нескольких дней, принятие дополнительных мер безопасности, необходимость содержать пассажиров трех лайнеров в гостиницах, отказ страховых компаний от страхования военных рисков - все это, по словам Льва Кошлякова, составило незапланированные расходы, которые "Аэрофлоту", по некоторым сведениям, отчасти компенсировало российское правительство.
Впрочем, доходы от перевозок в Северную Америку у "Аэрофлота" составляют не более восьми процентов всего объема его продаж, так что потери оказались не столь уж велики.
Другой крупнейший российский авиаперевозчик - компания "Трансаэро". С 1998 года она не выполняет рейсов на американский континент, передоверив своих пассажиров западным авиакомпаниям. Но с проблемами пришлось столкнуться и ей.
"Глобальный кризис не мог на нас не отразиться, поскольку международные страховые компании резко повысили стоимость услуг и отказались от некоторых видов страхования," - говорит руководитель группы по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. Кроме увеличения страховых ставок, мгновенно выросли размеры так называемых "сборов аэропортов", то есть, оплаты услуг, взимаемых с перевозчика аэропортами - отправления, транзитными, назначения. Прежде всего, за счет ужесточения мер безопасности.
Наконец, собственные меры безопасности - например, пришлось нанимать дополнительный персонал для охраны багажа и самолетов на стоянках. "Трансаэро" в отличие от "Аэрофлота" - частная компания. И на государственные субсидии рассчитывать ей не приходится. Поэтому все возросшие риски она взяла на себя. Но "на себя" - значит, на своих клиентов, в ином случае ее неминуемое постигнет судьба прославленной "Swissair": убытки могут попросту разорить компанию.
Впрочем, как утверждает Сергей Быхал, услуги "Трансаэро" подорожают "не катастрофически". На каждого потенциального пассажира падет никак не более пятипроцентного роста цены на билет - и это, по его словам, чрезмерно. Однако, есть потенциальная опасность того, что цены "Аэрофлота" вырастут меньше, и потому "Трансаэро" может потерять часть своих пассажиров.
Особенно тревожит руководителей "Трансаэро" то, что 80% всего объема ее перевозок составляют международные перевозки. Впрочем, по словам С.Быхало, трагические события в США пришлись как раз на конец туристического сезона и совпали с периодом естественного спада спроса на перевозки. Так что особого его снижения в компании не заметили.
В "Аэрофлоте" обратили внимание на то, что объемы бронирования на рейсы в Северную Америку заметно сократились. Сколько-нибудь существенного сокращения потока пассажиров, вылетающих в Европу, ни в той, ни в другой авиакомпании не заметили. Кстати, то же самое сообщили и в туристическом агентстве "Вояж-Люкс", которое также специализируется на европейском рынке.
Российских авиаперевозчиков весьма взволновала трагедия с российским Ту-154, летевшим из Тель-Авива в Новосибирск и рухнувшим в Черное море. "Аэрофлот" немедленно распространил сообщение, в котором поспешил известить прессу, что не намерен приостанавливать свою чартерную программу на Израиль.
Это решение касается и всех других направлений. Как заявил Лев Кошляков, "мы будем продолжать развитие наших чартерных перевозок, в частности на Израиль и Турцию, и считаем, что именно крупные авиакомпании способны обеспечить их стабильность". Хотя, по общепринятому в России мнению, именно чартерные рейсы сегодня представляют наибольшую угрозу в плане обеспечения безопасности".
В "Аэрофлоте" полагают, что такой упрек к их рейсам - не по адресу. По словам Кошлякова, гораздо более серьезную проблему для "Аэрофлота" сегодня составляют не теракты, а "демпинг небольших перевозчиков, экономящих на техническом обслуживании, обеспечении безопасности, поддержании должной летной готовности персонала и других важных мероприятиях".
Что же касается угрозы терроризма в воздухе, то на нее, по уверению Кошлякова, "российский рынок на данный момент практически не среагировал".
В "Трансаэро" настроены с меньшим оптимизмом. Здесь опасаются уменьшения пассажиропотока на целом ряде направлений - как в те страны, которые могут стать вероятной мишенью террористов, так и в те, где могут развернуться военные действия, связанные с операцией возмездия.
Пока же руководители "Трансаэро" думают о том, как всем крупным российским авиаперевозчикам собраться вместе и обсудить общие пути преодоления потенциальной опасности, сообщает BBC.