Крупнейшее уличное празднование в Европе - Ноттинг-Хиллский карнавал в Лондоне - завершился под оглушительный грохот карибской музыки, свистки, гудки и крики примерно 800 тысяч его участников. В отличие от первого дня гуляний, погода в понедельник выдалась солнечная, и потому праздник продолжался до глубокого вечера.
Как уже сообщалось, Ноттинг-Хиллский карнавал давно уже стал традицией: в первый раз его провели в 1964 году выходцы с Карибских островов, переселившиеся в Лондон в поисках работы. Пережив периоды расовых волнений, столкновений с полицией и нашествия крупных спонсоров, двухдневный карнавал продолжает привлекать народ со всей Великобритании.
Массированная операция по охране карнавала, обошедшаяся лондонским властям в рекордные 4 миллиона фунтов стерлингов, похоже, дала результаты - количество арестов за два дня праздника было куда ниже, чем в прошлом году, когда в Ноттинг-Хилле были убиты два человека. К концу дня в больницу лондонского района Хаммерсмит был доставлен без сознания один из посетителей, позже скончавшийся, однако полиция не склонна считать его гибель результатом насилия.
Как и в первый день карнавала, основное внимание вызвала процессия, двигавшаяся по кольцу среди кварталов Ноттинг-хилла. Вслед за нагруженными звуковой аппаратурой грузовиками, под ска и регги, биг-бит и хаус шел знаменитый "мас" - маскарад, родившийся в прошлом веке на Карибских островах. Костюмы для участия в этой процессии готовятся в течение долгих месяцев и обходятся в немалые суммы: расходы на услуги дизайнеров, портных и механиков, собирающих многометровые каркасы досигают двух-трех тысяч фунтов.
Внутри кольца, по которому шел маскарад, тон задавали ди-джеи, нагромоздившие на каждом перекрестке горы динамиков. Напечатанные во множестве карты подробно объясняли какую именно музыку можно услышать на каждой из "саунд-станций". Однако, следуя давним традициям соперничества, организаторы этих передвижных дискотек боролись за публику с таким усердием, что в некоторых местах вместо ожидаемого ритма царила дикая какофония.
Кулинарные потребности гуляющих удовлетворялись тут же, на жаровнях, где (естественно, по карибским рецептам) жарились курицы и рыбы, пеклись кукурузные початки и лепешки. Присутствовали неизбежные в таких случаях традиционные английские ларьки с непонятного происхождения хот-догами и гамбургерами, из бочек со льдом призывно торчали банки пива, особо изобретательные торговцы мешали в больших чанах ромовый пунш и сангрию.
Сосредоточенно работали продавцы наркотиков: в заранее заготовленных миниатюрных пакетиках (на одну самокрутку) по десять фунтов продавалась марихуана. Полиции, бросившей все силы на предотвращение беспорядков и нападений, было не до них.
С наступлением ночи в Ноттинг-Хилл двинулась армия мусоросборочных машин, которые к наступлению утра собрали десятки тонн мусора. И так же, под покровом темноты, в эти кварталы вернулись их обитатели - весьма обеспеченные лондонцы, заселившие этот район в результате жилищного бума конца девяностых годов.
Далеко не всем из них карнавальный грохот приходится по душе. Некоторые из новых обитателей Ноттинг-Хилла предлагают переселить карнавал из узких городских улиц на простор лондонского Гайд-парка. Однако у самих гуляющих ничего кроме протеста такие предложения не вызывают. И пока что лондонский карнавал остается на своей родине, сообщает BBC.