Согласно сообщениям ВТО, за последнее десятилетие темп роста числа круизных туристов почти в 2 раза превышал прирост международных туристских прибытий в мире. С 1990 года число круизных пассажиров увеличилось на 7,7% и достигло 8,7 миллиона в 1999-м. Круизная индустрия прямой конкурент пляжному отдыху - представляет всего 1,3% международных прибытий, однако ее важность определяется объемом генерируемой прибыли и потенциалом роста. Предполагается, что к концу 2010 года спрос на круизы в Северной Америке и Европе превысит 12 миллионов пассажиров.
В настоящее время для круизной индустрии характерны процессы горизонтальной консолидации с четырьмя крупными доминирующими группами: Carnival Corporation, Royal Caribbean Cruise Line (RCCL), P and O, Princess and Star Cruises. Причем основные круизные компании при реализации своего продукта полагаются на турагентства, тогда как специализированные компании предпочитают прямые контакты с потребителем.
К грядущим трендам в круизном бизнесе относят: более быстрый рост спроса в Европе по сравнению с Америкой; снижение среднего возраста пассажиров; повышение спроса на короткие круизы, бум средиземноморской дестинации. Сохранится тенденция к увеличению размеров круизных судов, в результате некоторых из них не смогут проходить Панамский канал. Кроме того, это потребует инвестиций в структуру портов. С другой стороны, крупные суда смогут конкурировать с
прибрежными курортами, так как будут оборудованы площадками для мини гольфа, аквариумами и даже ледяными катками. Предполагается, что консолидация в круизном бизнесе приведет к исчезновению средних по размерам независимых пароходных компаний и еще больше усилит позиции крупных круизных операторов, сообщает RATA-NEWS.