2500-летние скульптуры - символ высшего расцвета древнегреческого искусства - были сняты со своих мест и вывезены в Великобританию в 1802 Томасом Брюсом (седьмым лордом Элджином), английским послом при Оттоманской империи.
Турки любезно разрешили послу увезти на память "несколько кусков мрамора", и не стали мелочиться, когда выяснилось, что речь шла о почти 150 метрах мраморного фриза или 88 скульптурах, в том числе 19 отдельно стоящих: шотландский лорд хотел немного украсить парк своего загородного дома.
В 1816 году большая ее часть отошла Британскому музею и была выставлена на всеобщее обозрение, оказав огромное воздействие на английскую культуру и искусство.
Греция настаивает на возвращении статуй в Парфенон с самого момента обретения независимости, т.е. с 1830 года, апеллируя при этом не только к моральным, но и искусствоведческим соображениям: фризы скульптора Фидия являются неотъемлемой частью Парфенона и отдельно от него воспринимаются совершенно неправильно - так же, как и знаменитейший афинский храм без них.
Многие высокопоставленные люди в Великобритании относятся к требованиям Греции с пониманием, и весьма вероятно, что уже к 2004 году, когда в Афинах сотоится Олимпиада, одна из самых продолжительных и драматичных тяжб за возвращение культурных ценностей завершится.