- Популярные страны
- Европа
- Азия
- Америка
- Африка
- Австралия и Океания
Федеральный закон №26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"Адрес статьи: law.kodeks.ru/egov/index?tid=0&nd=9011488&nh=0&ssect=0 О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (с изменениями на 18 июля 2011 года) Документ с изменениями, внесенными:
Принят Государственной Думой 27 января 1995 года Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации. *О) Глава I. Общие положенияСтатья 1. Основные понятияВ настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха (абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ, - см. предыдущую редакцию); лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения; *1.3) курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры; *1.4) курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти; *1.5) курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации; курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления; курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны; курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов; округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района); *1.10) пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии; технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации; курортный фонд Российской Федерации - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов). Статья 2. Законодательство Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах1. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. *2.1) 2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ. 3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах. *2.3) 4. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом. Статья 2_1. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов1. Лечебные свойства природных лечебных ресурсов устанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетней практики. 2. Классификация природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Статья дополнительно включена со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ) Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. *3.1) 2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. *3.2.2) Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации. 3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *3.3) Глава II. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления(наименование дополнено с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ) Статья 4. Полномочия Правительства Российской ФедерацииПравительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха; устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение; устанавливает таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов; осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов). (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ. - См. предыдущую редакцию) Статья 4_1. Полномочия федеральных органов исполнительной властиУполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти: устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами; ведет государственный учет курортного фонда Российской Федерации и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации; осуществляет государственную экспертизу программ развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение; утверждает классификацию природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях (абзац дополнительно включен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ). (Статья дополнительно включена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ) Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской ФедерацииК полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения; установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение; определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации; международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов); ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации (абзац дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ). Статья 6. Полномочия органов местного самоуправленияК полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся: представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения; участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов); контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции; участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов; ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации (абзац дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ). Статья 7. Координация деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортахГосударственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган, который осуществляет: *7.1) ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации; *7.1.1) разработку и координацию федеральных программ развития курортов; организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности его использования; подготовку кадров в сфере курортного лечения; контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Статья 8. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской ФедерацииРазграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется настоящим Федеральным законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Глава III. Особенности использования природных лечебных ресурсовСтатья 9. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы1. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). 2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют указанные в настоящем Федеральном законе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. 4. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется федеральным законом на основании Гражданского кодекса Российской Федерации. *9.4) Статья 10. Предоставление природных лечебных ресурсов1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива. 2. Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, как правило, не допускается. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-реакционного потенциала соответствующих территорий. 3. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Статья 11. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности. *11.1) 2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов. 3. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств. 4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности. Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами1. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке (пункт дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ). 2. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством. Глава IV. Экономическое регулирование в сфере курортного лечения и отдыхаСтатья 13. Поддержка развития курортов в Российской Федерации(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) 1. Поддержка развития курортов федерального значения является расходным обязательством Российской Федерации. Поддержка развития курортов регионального значения является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Поддержка развития курортов местного значения является расходным обязательством поселений и городских округов. Поддержка развития курортов может осуществляться из других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников (абзац дополнительно включен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ). (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) 2. Координацию и обеспечение выполнения федеральных программ развития курортов осуществляет специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган. *13.2) 3. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. Статья 14. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования1. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы. 2. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях. 3. Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из федерального закона. Статья 15. Статус санаторно-курортных организаций1. Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности (пункт в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 258-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *15.1) 2. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации. Глава V. Санитарная (горно-санитарная) охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортовСтатья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. 2. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. *16.2) 3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологических чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ). На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ). 4. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами. 5. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны. 6. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. *16.6) Глава VI. Разрешение споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортовСтатья 17. Разрешение споров1. Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке. *17.1) 2. Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством. *17.2) 3. По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями могут решаться третейским судом. *17.3) Статья 18. Разрешение международных споровМеждународные споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов Российской Федерации разрешаются в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключениями, установленными международными договорами Российской Федерации. Глава VII. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона и контроль за его исполнениемСтатья 19. Виды ответственностиЗа нарушения настоящего Федерального закона устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 20. Контроль за исполнением настоящего Федерального законаКонтроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют федеральные органы и службы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Глава VIII. Международные договорыСтатья 21. Международные договорыЕсли международным договором Российской Федерации в области рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Глава IX. Заключительные положенияСтатья 22. Заключительные положения1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. 3. Утвержденные до вступления в силу настоящего Федерального закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считать округами горно-санитарной охраны. 4. Отношения в сфере использования лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт дополнительно включен с 31 декабря 2009 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 379-ФЗ). Президент
Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль Примечания1) Текст документа в первоначальной редакции сверен по: Собрание законодательства Российской Федерации, N 9, 27.02.95, ст.713. *О) См. также Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1. Постатейные примечания К статье 1*1.3) Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения утверждено постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1426. *1.4) Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом РФ от 14.03.95 N 33-фз "Об особо охраняемых природных территориях". *1.5) Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения утверждено постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1426. *1.10) Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждено постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1425. К статье 2*2.1) См.: статью 41 Конституции РФ; раздел 8 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". *2.3) Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ " Об охране окружающей среды". К статье 3*3.1) Об установлении лечебных свойств природных лечебных ресурсов, других природных объектов и условий см. приказ Минздрава России от 16.09.2003 N 445. *3.2.2) Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения утверждено постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1426. *3.3) Положение о курорте федерального значения Нальчик утверждено постановлением Правительства РФ от 31.10.99 N 1203. Положение о курорте федерального значения Белокуриха утверждено постановлением Правительства РФ от 31.10.99 N 1204. Положение о курорте федерального значения Светлогорск-Отрадное утверждено постановлением Правительства РФ от 26.08.2000 N 633. Положение о курорте федерального значения Зеленоградск утверждено постановлением Правительства РФ от 26.08.2000 N 634. Перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.04.96 N 591-р. Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах утверждено постановлением Правительства РФ от 06.07.92 N 462. Положения о курортах федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, утверждены постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 N 14. К статье 7*7.1) См. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 321. *7.1.1) О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации см. приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 522. К статье 9*9.4) См.: статью 214 Гражданского кодекса РФ; постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". К статье 11*11.1) Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 72. Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.92 N 3314-1. Постановлением Госгортехнадзора России от 01.12.99 N 88 утверждены Правила охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод. К статье 13*13.2) Приказом Минздрава России от 06.06.2000 N 204 утверждено Положение о Центре санаторно-курортной помощи Министерства здравоохранения Российской Федерации. К статье 15*15.1) Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30. См. также Положение о санатории-профилактории организации (предприятия), утвержденное Минздравом России 01.11.96 N 2510/4827-96-2. К статье 16*16.2) Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждено постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1425. *16.6) Государственный экологический контроль на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, осуществляют органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" изменена структура органов исполнительной власти, функции по контролю и надзору в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации переданы Федеральной службе по надзору в сфере экологии и природопользования. К статье 17*17.1) Порядок разрешения гражданских споров определен Гражданским процессуальным кодексом РФ. *17.2) Порядок разрешения арбитражных споров определен Арбитражным процессуальным кодексом РФ. *17.3) Порядок разрешения споров в третейском суде определен Федеральным законом РФ от 24.07.2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".
Источник: Правительство Российской Федерации Смотрите также:Новости |
|