- Популярные страны
- Европа
- Азия
- Америка
- Африка
- Австралия и Океания
Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)"Адрес статьи: government.ru/gov/results/11494/ Утверджена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской ФедерацииНастоящая Концепция разработана на основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах от 25 мая 2009 г., а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России. Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2009 года отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов оздоровления нации. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации. В настоящий момент туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения "диалога между культурами". Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания всех видов базовой инфраструктуры. Однако туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. В 2009 году Российскую Федерацию посетили 21,3 млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу Всемирной туристской организации Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов. Потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами. Для изменения сложившейся ситуации необходимо активное государственное участие в решении таких отраслевых проблем, как:
Эффективная государственная поддержка решения указанных проблем в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" (далее - Программа) позволит не только привлечь дополнительные инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства, но и изменить к лучшему ее имидж. Разрабатываемая Программа характеризуется следующими принципиальными особенностями, отраженными в соответствующих разделах настоящей Концепции:
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомСами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает Россия, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране. Эффективное и рациональное использование указанных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных комплексов и региональной инфраструктуры, широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности российского туристского рынка в средне- и долгосрочной перспективе. При этом процесс формирования и развития индустрии туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки и активного координирующего участия со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности регионов, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов. На протяжении последнего времени такое участие обеспечивалось как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, в том числе посредством реализации соответствующих целевых программ в сфере туризма. В частности, во многих субъектах Российской Федерации были разработаны концепции, стратегии и региональные программы развития туризма на среднесрочную перспективу. Региональные концепции развития сферы туризма утверждены и реализуются в 8 субъектах Российской Федерации, в 47 - действуют 52 целевые программы, в 17 - региональные программы находятся в стадии разработки. В целях развития туристской индустрии в регионах в рамках реализации таких программ приняты решения о выделении из бюджетов всех уровней свыше 6 млрд. рублей. В результате к настоящему моменту накоплен определенный положительный опыт использования программно-целевого метода управления с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить весь комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон. Однако в текущих условиях в связи с обособленным и локальным характером реализуемых федеральных и региональных мероприятий, эффективность и результативность использования программно-целевого подхода существенно ограничена и не может коренным образом положительно изменить ситуацию в туристской отрасли. В рамках предлагаемой к реализации Программы, обеспечивающей комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере туризма, планируется исключить указанные ограничения, что, в свою очередь, позволит усовершенствовать федеральное и региональное законодательство, снять излишние административные барьеры и создать условия для формирования инвестиционной активности. При этом создание и развитие современных туристских комплексов через механизмы реализации Программы будут способствовать решению ряда важнейших задач по устранению существующих различий в уровне инфраструктурного развития регионов Российской Федерации, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики. Целесообразность такого подхода подтверждена положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах от 25 мая 2009 г., зафиксировавшего доминирующую роль программно-целевых методов бюджетного планирования в среднесрочной перспективе, а также обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:
Использование программно-целевого метода будет направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития туризма и с учетом бюджетных ограничений. Одновременно программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных проектных мероприятий и предотвратить их распыление и (или) освоение без ориентации на результат. Программно-целевой подход необходим для обеспечения сбалансированности и последовательности решения стоящих задач, расстановки приоритетов и создания эффективного механизма государственной координации и интеграции работ по решению сформулированной в настоящей Концепции проблемы в целом (в том числе координации работ с учетом других реализуемых целевых программ). Таким образом, реализация Программы является наиболее эффективным способом развития туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, создания конкурентоспособного рынка туристских услуг, повышения уровня и качества жизни российских граждан, решения значимых задач социально-экономического развития страны. III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфереНаличие разнообразных туристско-рекреационных активов страны позволяет развивать практически все виды туризма. На территории Российской Федерации сложились как традиционные туристские центры со специализацией на определенном виде туризма (гг.Москва, Санкт-Петербург), так и признанные межрегиональные продукты и маршруты (Золотое Кольцо, круизы по реке Волге). Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян. По экспертным оценкам, 38 процентов российских туристов предпочитают отдыхать на Черноморском и Азовском побережьях (Южный федеральный округ), а также на Балтийском побережье (Северо-Западный федеральный округ) и пляжах Японского моря (Дальневосточный федеральный округ). Перспективными регионами с точки зрения развития этого вида туризма являются регионы Южного федерального округа. В России более 2000 км теплых морских побережий, но из них благоустроена и пригодна для пляжного отдыха лишь 1/3 часть. В 2009 году на российских пляжных курортах отдохнуло порядка 13,5 млн. туристов. При соответствующем развитии такого вида туризма перспективные с этой точки зрения регионы Российской Федерации смогут принимать на пляжный отдых дополнительно более 12 млн. туристов в год. Историко-культурное наследие России является важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли страны. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего турпотока. Центральный и Северо-Западный федеральные округа - это центры культурно-познавательного туризма страны. В 2009 году количество туристов, совершивших путешествия с культурно-познавательными целями, составило около 7,1 млн. человек. Большие потенциальные возможности для развития этого направления есть в отдельных регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Однако неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной и другой туристской инфраструктуры большинства перспективных с точки зрения культурно-познавательного туризма регионов указанных федеральных округов является сдерживающим фактором для формирования современного конкурентоспособного туристского продукта. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно более 6 млн. российских и иностранных туристов ежегодно. Особый интерес для России представляет развитие делового туризма. В настоящее время около 70 процентов общего объема поездок с деловыми целями приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В то же время постоянно растет деловая активность других федеральных округов и количество их контактов с зарубежными странами. Общее экономическое развитие, строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, интенсивный приход на российский рынок иностранных компаний будут определять дальнейший рост делового туризма в большинстве городов-мегаполисов, что потребует строительства современных бизнес- и конгресс-центров, увеличение выставочных площадей. Потенциальный ежегодный дополнительный спрос на данный вид туризма составляет более 5 млн. человек. Помимо этого, в России существует большой потенциал для развития активного туризма (горнолыжный, пешеходный, водный, горный, велотуризм, парусный, конный). В то время как одни регионы Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов на сегодняшний день уже являются крупными горнолыжными курортами, другие обладают большими перспективами с точки зрения развития активного туризма. Темпы развития этого направления очень высоки, что позволяет прогнозировать дальнейшее активное развитие как горнолыжного, так и других видов активного туризма. Потенциальное увеличение количества туристов, увлекающихся такими видами туризма оценивается в 2,5 млн. человек ежегодно. Традиционно высоким спросом пользуется в нашей стране оздоровительный туризм, который является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. Поддерживаются и развиваются традиции лечебно-оздоровительных методик в ряде регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в которых имеются для этого уникальные природно-климатические ресурсы. Перспективными для развития этого вида туризма также являются регионы Приволжского федерального округа. Природные лечебные ресурсы страны потенциально могут обеспечить услугами оздоровления дополнительно более 2 млн. россиян в год. Богатое природное и культурное наследие, разнообразие флоры и фауны нашей страны представляют уникальные возможности для развития экологического туризма. Пока доля экологического туризма в общей структуре российского туристского рынка составляет всего около 1 процента. Серьезным ограничением для развития такого вида туризма является высокая чувствительность многих экосистем России к антропогенным воздействиям. Основные регионы развития экологического туризма в России сосредоточены в Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Большие возможности в этом направлении имеются в Центральном и Сибирском федеральных округах. При создании и улучшении условий для развития экологического туризма в перспективных регионах (в том числе обустройство новых привлекательных маршрутов соответствующей инфраструктурой) это направление туризма может обеспечить дополнительный турпоток свыше 1,6 млн. человек в год. Одним из самых популярных и динамично развивающихся видов путешествий являются морские и речные круизы. По водным акваториям страны курсируют более 100 теплоходов вместимостью 150 - 300 человек. Круизный туризм в большей степени развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. Перспективными регионами для развития указанных видов туризма являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Рынок круизов растет намного быстрее, чем другие виды транспортных путешествий, так как он неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Круизный туризм всегда был востребован как среди иностранных, так и среди российских туристов. Вместе с тем его рост на сегодняшний день ограничивается проблемами изношенности судов и инфраструктуры причальных сооружений, а также наличием участков на внутренних водных путях, где проход судов круизного класса затруднен. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно 1 млн. российских и иностранных путешественников в год. Новым перспективным направлением является сельский туризм, позволяющий горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения, особенно в депрессивных регионах. Активно развивается этот вид отдыха в Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Большими перспективами с точки зрения сельского туризма обладают отдельные регионы Центрального федерального округа. Потенциальный ежегодный спрос на упомянутый вид туризма составляет около 600 тыс. человек. Одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма является создание цивилизованных условий для путешественников на автомобилях. Автопарк России последние годы растет на 2,2 - 2,8 млн. автомобилей в год, при этом придорожная инфраструктура развивается со значительным отставанием. Развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности (например, гостиницы, кемпинги, стоянки) позволит привлечь дополнительно более 4 млн. туристов, в том числе из-за рубежа. Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристской инфраструктуры не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. В рейтинге международной конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 г., Россия заняла 59 место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны - на 5 месте, а объекты культурного наследия - на 9. Таким образом, Россия обладает значительным потенциалом для привлечения большого количества как российских, так и иностранных туристов. Однако для его реализации требуется принятие комплексных мер по развитию инфраструктуры туризма в регионах страны наряду с широкой информационной поддержкой внутреннего и въездного туризма, а также улучшением качества услуг, в том числе за счет создания саморегулируемых организаций, и привлечением в отрасль высококвалифицированных специалистов. Действующие расходные обязательства Российской Федерации, а также расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере сформированы за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере туризма, а также бюджетных проектировок и подтвержденных объемов финансирования в рамках целевых программ федерального и регионального уровней. В рамках федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2012 годы)" на развитие туристско-рекреационного комплекса республик Северо-Кавказского и Южного федеральных округов (кроме Чеченской Республики и Республики Ингушетия) планировалось направить 56,86 млрд. рублей, в том числе 17,68 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 3,54 млрд. рублей - средства субъектов Российской Федерации. Плановый объем привлечения частных инвестиций в рамках программы превышает 35,64 млрд. рублей. Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию программных мероприятий, выделяются субъектам Российской Федерации в виде целевых субсидий и направляются на софинансирование строительства объектов инженерной и обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских комплексов, строительство которых должно осуществляться за счет внебюджетных источников. Кроме того, действующие расходные обязательства предусмотрены в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года в объемах 23,8 и 0,256 млрд. рублей соответственно. Указанные средства планируется направить на строительство необходимых объектов туристско-рекреационной инфраструктуры (гостиниц и комплексов апарт-отелей) в местах с наибольшим туристским потенциалом в соответствующих регионах. Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма, направляемые на продвижение России как страны благоприятной для туризма, в 2008 году составили 159,8 млн. рублей, в 2009 году - 185 млн. рублей, на период 2010 - 2012 годов на эти цели планируется выделять по 101,5 млн. рублей ежегодно. На финансирование мероприятий по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере туризма в 2008 году Федеральному агентству по туризму было выделено из федерального бюджета 51 млн. рублей, в 2009 году - 40 млн. рублей. Объем расходных обязательств по реализации действующих региональных целевых программ развития туризма в субъектах Российской Федерации в 2009 году составил 4067,9 млн. рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации, 475,9 млн. рублей - средства бюджетов муниципальных образований. Однако, несмотря на выделяемые средства, отсутствие Программы негативно отражается на состоянии внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации и является сдерживающим фактором социально-экономического развития регионов. В сложившихся условиях невозможно обеспечить активное привлечение больших объемов частных инвестиций для реализации масштабных ключевых проектов формирования инфраструктуры туризма, в том числе создания конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров - групп географически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки. Основными факторами, сдерживающими рост внутреннего и въездного туристских потоков, являются:
Недостаточная государственная поддержка сферы туризма в ближайшие годы в России может привести к:
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
В этом случае государственная политика развития туристско-рекреационного комплекса страны может свестись преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования, что обеспечит лишь локальную результативность в части создания предпосылок для более полного использования имеющихся туристско-рекреационных ресурсов. С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении сформулированных в настоящей Концепции задач с использованием программно-целевого подхода. IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных сценариях (вариантах) решения проблемыДля выбора оптимального сценария Программы при подготовке настоящей Концепции были рассмотрены и проанализированы 2 группы различных вариантов решения проблемы. В качестве возможностей разработки различных сценариев развития были выбраны:
С учетом масштабности поставленных задач значимым аспектом является выбор источников финансирования Программы, необходимый объем ресурсного обеспечения которой, по предварительной оценке, составит 332 млрд. рублей. Были рассмотрены 2 варианта финансирования необходимых мероприятий:
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета имеет следующее преимущество: комплексная увязка и централизованная координация усилий по срокам и ресурсам, а также возможность концентрации значительных объемов финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях обеспечат эффективное расходование средств и повысят вероятность завершения инфраструктурных проектов и других мероприятий Программы в запланированные сроки. К существенным недостаткам такого варианта финансирования следует отнести значительную нагрузку на федеральный бюджет и неминуемое снижение заинтересованности в конечном результате участников Программы на региональном уровне как со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и со стороны бизнеса, что может привести к снижению итоговой эффективности Программы по целевым индикаторам. Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников обеспечивает снижение нагрузки на федеральный бюджет, повышение заинтересованности в реализации мероприятий Программы со стороны региональных властей и частных инвесторов, а также создание дополнительных стимулов развития регионов страны, обусловленных применением механизмов государственно-частного партнерства при реализации Программы. Основным недостатком этого варианта является увеличение риска недостаточного финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с неравномерностью экономического развития регионов страны и различными потребностями в финансовых и организационных ресурсах, а также за счет внебюджетных средств частных инвесторов, в полной мере подверженных рыночным рискам. Таким образом, вариант финансирования Программы за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников обладает очевидными преимуществами с точки зрения достижения цели Программы - активизации развития внутреннего и въездного туризма. При рассмотрении возможных программных механизмов государственного бюджетирования и осуществления государственных инвестиций для обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, могут быть определены следующие 3 сценария (варианта) решения проблемы:
Первый сценарий (вариант) предполагает разработку и реализацию мероприятий Программы, необходимость которых обусловлена выявленными к настоящему моменту и (или) прогнозируемыми в средне- и долгосрочной перспективе (до 2016 года) потребностями в инфраструктурном развитии туристской индустрии во всех субъектах Российской Федерации вне зависимости от уровня их экономического развития, развития региональной инфраструктуры и уровня туристского потенциала соответствующих территорий. При рассмотрении этого сценария учитывалась возможность организационного и финансового объединения на региональном уровне инвестиционных проектов и мероприятий действующих региональных целевых программ в сфере туризма, а также включение в Программу части бюджетных ассигнований на финансирование непрограммной деятельности органов исполнительной власти по обеспечению развития туристской инфраструктуры. В рамках такого подхода посредством реализации мероприятий Программы будет обеспечен максимальный охват туристской отрасли по всей территории Российской Федерации. Однако отсутствие взаимной логической, технологической и функциональной увязки мероприятий Программы приведет к размыванию предпринимаемых усилий и распылению значительных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, обусловит низкую эффективность и результативность предполагаемой инвестиционной активности в сфере туризма. Общая потребность в ресурсах по данному сценарию оценивается в 444 млрд. рублей, что в пересчете на прирост турпотока за период до 2020 года составляет 3,9 тыс. рублей на одного туриста. Частичная минимизация указанного негативного эффекта возможна в рамках второго сценария (варианта) за счет концентрации программных акцентов на развитии туристско-рекреационных комплексов ограниченного числа субъектов Российской Федерации, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма. Перечень субъектов Российской Федерации может определяться с учетом общепризнанных природных красот и количества исторических и культурных памятников, расположенных на территории соответствующих регионов, а также других критериев, позволяющих оценить потенциал региона (текущий уровень развития региональной туристской инфраструктуры, динамику показателей туристских потоков за последние годы и т.п.). Такой подход обеспечивает концентрацию ресурсов и усилий в нескольких регионах страны, что обеспечит меньшую нагрузку на федеральный бюджет при более высоком уровне (по сравнению с первым сценарием) эффективности и результативности инвестиций в рамках Программы. Вместе с тем этот сценарий не является оптимальным в связи с высокой вероятностью достижения относительно низкой эффективности и результативности Программы из-за отсутствия групповой концентрации ресурсов, направляемых на развитие инфраструктуры, а также качественных региональных и межрегиональных взаимосвязей между проектами. Общая потребность в ресурсах по такому сценарию оценивается в 278 млрд. рублей, что в пересчете на прирост турпотока за период до 2020 года составляет 3,4 тыс. рублей на одного туриста. Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов к понесенным затратам, может быть обеспечена в рамках третьего сценария (варианта) за счет территориальной концентрации программных акцентов в наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма субъектах Российской Федерации, а также с использованием кластерного подхода и в сочетании с проектами федерального масштаба, направленными на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг. Кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. Успешные технологии развития, отработанные в нескольких пилотных туристско-рекреационных кластерах, предполагается распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма регионы страны, тем самым обеспечивая оптимизацию возврата как государственных, так и частных инвестиций. В отличие от первых двух сценариев, характеризующихся фрагментарным характером и узкой направленностью мероприятий, в третьем варианте предполагается комплексное развитие наиболее перспективных направлений туризма и сопутствующих услуг при обеспечении необходимых корреляционных связей мероприятий Программы. Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий разных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков. Общая потребность в ресурсах по этому сценарию оценивается в 332 млрд. рублей, что в пересчете на прирост турпотока за период до 2020 года составляет 1,4 тыс. рублей на одного туриста. Следует отметить следующие риски, существующие при любом варианте реализации Программы, которые могут серьезно повлиять на развитие сферы туризма:
Успешное функционирование сферы туризма напрямую зависит от состояния международных отношений России с другими странами. Кроме этого, для сферы туризма имеет значение ситуация на международных рынках, курсы валют, степень взаимной интеграции государств, что особенно важно для регионов приграничного туризма. В целом, результаты проведенного анализа преимуществ и рисков свидетельствуют о том, что выбранный разработчиками настоящей Концепции вариант решения проблемы развития внутреннего и въездного туризма в рамках Программы за счет смешанных источников финансирования (из бюджетной системы Российской Федерации при привлечении частных инвестиций) и с использованием кластерного подхода является оптимальным. Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства, рациональное использование бюджетных средств и максимальную координацию действий участников Программы. Реализация указанного сценария предполагает участие общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию перспективных туристско-рекреационных кластеров, создание новых рабочих мест и развитие территорий. V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методомПрограмма предполагает достижение основных целей развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (сформулированы в разделе VI настоящей Концепции) к 2016 году. Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых, общественно значимых результатов реализации мероприятий по развитию внутреннего туристско-рекреационного комплекса страны путем решения задач по созданию и развитию туристской инфраструктуры, повышению качества туристских услуг и продвижению туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках. Меньший срок реализации Программы не позволит в полной мере оценить полученный результат и эффективность принятых мер государственной поддержки для создания комфортной предпринимательской среды в регионах Российской Федерации, позволяющей привлечь инвестиции для развития внутреннего и въездного туризма страны на основе государственно-частного партнерства. Больший срок реализации Программы и неминуемое сопутствующее возрастание неопределенности, и без того присутствующей благодаря специфике отрасли, плохо поддающейся прогнозированию, зачастую зависимой от внешних и плохо управляемых факторов, способны снизить предполагаемую активность частных инвесторов при реализации мероприятий Программы. В рамках Программы предусмотрено выделение следующих логических этапов выполнения работ, упорядоченных по времени их реализации: I этап (2011 год)- подготовительный этап, предусматривающий проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала регионов страны с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработку подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатических условий регионов, а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации. Будет проведен мониторинг наличия, уровня развития и доступности региональных туристско-рекреационных ресурсов, определен состав и структура средств размещения, а также объектов базовой инфраструктуры, строительство и развитие которых целесообразно будет осуществить в рамках мероприятий последующих этапов Программы. Четкое определение и позиционирование основных характеристик туристов (таких, как предпочитаемый вид туризма, среднедневные траты, продолжительность пребывания) позволит более точно спрогнозировать объемы необходимой гостиничной инфраструктуры. Помимо этого, задачей I этапа Программы станет создание эффективных механизмов управления реализацией Программы, разработка регламентирующих документов, координирующих усилия органов государственного управления федерального и регионального уровней в целях развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. II этап (2011 - 2013 годы)- этап пилотного внедрения, предусматривающий проведение работ по созданию отдельных, наиболее важных и значимых объектов современных туристских комплексов в нескольких отдельно взятых субъектах Российской Федерации, перечень которых будет определен в рамках разработки Программы, за счет реализации адресных инвестиционных проектов, направленных в том числе на развитие коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры соответствующих регионов. Будет проведена апробация на практике разработанных на I этапе механизмов создания инвестиционных площадок с целью привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства. III этап (2014 - 2016 годы)- этап тиражирования, предусматривающий создание обширной региональной сети курортных и туристских объектов, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны. Отбор части адресных инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках II и III этапов Программы, будет осуществляться в том числе в рамках соответствующих конкурсных процедур, порядок и регламент проведения которых будут разработаны на I этапе Программы. Дополнительно в рамках Программы будут реализовываться мероприятия, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма, внедрение современных технологий реализации туристских продуктов с использованием электронных программ, создание имиджевой привлекательности национальных курортных территорий и туристского продукта, обеспечение "прозрачной" деятельности туристских компаний. Указанные мероприятия не выделяются в отдельные этапы и запланированы к реализации в течение всего срока исполнения Программы. Учитывая отдельные отраслевые специфики и особенности работ в исследуемой сфере, допускается как последовательная, так и параллельная реализация ряда мероприятий Программы. VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основеВыбор цели и задач Программы основывается на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, которыми определена необходимость перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. Такой переход требует создания условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг на международном рынке. Исходя из этого, целью Программы является повышение конкурентоспособности отечественного туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
Перечень указанных задач определен в соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и с учетом требований комплексности подхода к решению проблемы рационального использования туристско-рекреационного потенциала России с целью повышения конкурентоспособности отечественного рынка туристских услуг. В рамках сформулированных задач Программы выделяются следующие основные функциональные направления реализации мероприятий Программы:
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основеПо предварительным прогнозным данным, общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 332 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета -96 млрд. рублей (28,9 процента), средства бюджетов субъектов Российской Федерации, включая бюджеты муниципальных образований, - 25 млрд. рублей (7,5 процента), внебюджетные средства - 211 млрд. рублей (63,6 процента). Бюджетные ассигнования федерального бюджета предполагается предусмотреть по направлению "капитальные вложения" в размере 92985,6 млн. рублей и по направлению "прочие расходы" - 3014,4 млн. рублей. Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы по годам и этапам реализации Программы, источникам финансирования, видам расходов и вариантам реализации Программы представлены в приложении № 3. Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы по основным функциональным направлениям мероприятий Программы приведены в приложении № 4. Взаимодействие государственных заказчиков с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации будет осуществляться на основе заключенных соглашений, при этом последние, в свою очередь, заключат соглашения на основе государственно-частного партнерства с потенциальными инвесторами об участии в реализации проектов создания туристских комплексов. Исполнение расходных обязательств за счет средств федерального бюджета по стройкам и объектам, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, осуществляется в порядке межбюджетных отношений в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Реализация мероприятий Программы в соответствии со сценарием, предполагающим использование преимуществ кластерного подхода, позволит на 1 рубль средств федерального бюджета привлечь порядка 2,2 рублей внебюджетных инвестиций (собственные средства организаций, кредиты, средства иностранных инвесторов, заемные и прочие средства). В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации соответствующие обязательства будут подтверждены основными участниками Программы в рамках соглашений о намерениях (фиксируют возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники их ресурсного обеспечения). При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета. VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемыЭкономический эффект Программы будет достигнут путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для бизнеса, а также увеличения турпотока, что позволит обеспечить создание дополнительных рабочих мест, пополнение бюджетов всех уровней и рост валового внутреннего продукта. Увеличение внутреннего и въездного турпотоков будет осуществляться за счет:
При конкурентоспособной цене и высоком качестве услуг внутренний туризм способен переориентировать российского потребителя и сформировать активный спрос на внутренний туристский продукт, создавая базу для роста поступлений в бюджеты регионов и муниципальных образований и обеспечивая повышение занятости населения. Создание дополнительных рабочих мест будет достигаться путем:
В процессе реализации мероприятий Программы в наиболее привлекательных туристских кластерах предполагается создать объекты инженерной и транспортной инфраструктуры к туристским объектам (в том числе построить и реконструировать линии электропередачи для туристских комплексов, произвести берегоукрепление и обустройство прибрежных зон туристских территорий, осуществить строительство объектов водоснабжения и комплексов очистных сооружений), необходимые для создания инвестиционных площадок для строительства более 3 тыс. коллективных средств размещения и других туристских объектов. Для активизации привлечения частных инвестиций в отрасль предполагается также использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами в объекты туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости. В результате реализации Программы будут достигнуты следующие целевые индикаторы и показатели, характеризующие текущие и конечные результаты ее реализации и определяющие ее социально-экономическую эффективность (к показателям базового периода (2010 год)):
Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов по отношению к нормативным индикаторам, утвержденным Программой. Наряду с экономическим эффектом реализация Программы позволит решить ряд важных социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения страны. Контроль соблюдения законодательства Российской Федерации в части защиты окружающей среды на всех этапах реализации мероприятий Программы, в том числе обязательность прохождения в необходимых случаях экологической экспертизы, обеспечит высокую экологическую эффективность Программы в целом. IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию ПрограммыОтветственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации и Федеральное агентство по туризму. Указанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции государственных заказчиков по реализации основных функциональных направлений реализации мероприятий Программы в пределах своей компетенции. Закрепление мероприятий и проектов Программы за каждым из государственных заказчиков будет осуществлено в ходе подготовки Программы исходя из соответствующих правоустанавливающих документов. Х. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам ПрограммыГосударственным заказчиком - координатором и разработчиком Программы является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Государственными заказчиками Программы являются Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму и Министерство регионального развития Российской Федерации. К разработке Программы могут привлекаться представители общественных объединений и научных организаций. XI. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основеПри планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая экономическая и социальная значимость проблемы, а также реальная возможность ее реализации с использованием механизма государственно-частного партнерства и эффективного взаимодействия всех участников Программы. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по статьям расходов "капитальные вложения" и "прочие расходы". Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год исходя из реальных возможностей. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, включенных в Программу, предполагается направлять на:
Бюджетные средства, предусмотренные на государственные капитальные вложения в форме субсидий, подлежат направлению на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Подготовка проектной документации по инвестиционным проектам строительства инженерной инфраструктуры будет осуществляться за счет средств инвесторов или средств бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от конкретного проекта. Частные инвестиции будут направлены на строительство и реконструкцию туристско-рекреационных объектов, гостиничных комплексов, объектов индустрии развлечений и др. В течение всего периода реализации Программы будет совершенствоваться нормативное правовое регулирование в сфере туризма, направленное на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, повышение качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества. Эта работа будет осуществляться в рамках основной деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и не потребует дополнительного финансирования. В случае внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации в рамках реализации Программы возможно предоставление субъектам Российской Федерации субсидий на создание инфраструктуры особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Основные направления финансирования Программы, сроки и этапы ее реализации приведены в приложении № 4. XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий ПрограммыОбщие принципы организации работы по разработке мероприятий ПрограммыГосударственный заказчик - координатор Программы координирует деятельность государственных заказчиков и разработчиков Программы по формированию мероприятий Программы. Государственные заказчики Программы готовят предложения, на основании которых разработчики Программы совместно с государственным заказчиком - координатором Программы в установленные сроки формируют основные разделы перечня ее мероприятий. На этапе формирования перечня мероприятий Программы государственные заказчики и разработчики Программы осуществляют анализ возможности привлечения к их реализации максимально широкого круга исполнителей. Государственный заказчик - координатор Программы может создать экспертный совет в составе представителей бизнес-сообщества, вузов, научных и общественных организаций для осуществления экспертизы инвестиционных проектов, предлагаемых к включению в перечень мероприятий и реализации в рамках Программы. Государственные заказчики Программы разрабатывают предложения по мероприятиям Программы и вносят их на рассмотрение государственному заказчику - координатору Программы. Государственный заказчик - координатор Программы организует согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утверждение в установленном порядке мероприятий Программы и объемов их финансирования. На этапе реализации Программы в целях корректировки перечня мероприятий Программы государственные заказчики осуществляют мониторинг эффективности их реализации на основе утвержденного перечня целевых показателей, с учетом данных мониторинга эффективности (при необходимости) готовят соответствующие предложения по корректировке перечня, содержанию и финансированию мероприятий Программы, а также осуществляют ежегодное уточнение целевых показателей и затрат с учетом выделяемых на реализацию Программы средств. Общие принципы отбора и формирования мероприятий ПрограммыРазработка Программы предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих обоснованный выбор мероприятий Программы и сбалансированное решение основного комплекса задач:
При этом будут учитываться как параметры туристского спроса по видам туризма, так и наличие туристских ресурсов, кадровое обеспечение, соответствие проектов экологическим требованиям, их экономическая эффективность и целесообразность. Необходимым условием включения субъектов Российской Федерации в Программу является наличие соответствующей региональной (муниципальной) программы развития туризма, предусматривающей создание инвестиционных площадок и условий для привлечения в туристскую отрасль внебюджетных средств на условиях государственно-частного партнерства. В целях консолидации средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств внебюджетных источников для развития туристско-рекреационного комплекса страны Программой будет предусмотрена государственная поддержка региональных инвестиционных проектов, направленных на капитальное строительство и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости, с применением механизма субсидирования бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. Субсидии из федерального бюджета предполагается предоставлять субъектам Российской Федерации на конкурсной основе. Условиями отбора региональных инвестиционных проектов для участия в конкурсе на софинансирование за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Программы будут являться:
Помимо софинансирования объектов капитального строительства и государственной поддержки участников региональных инвестиционных проектов предполагается также апробация (в 1 - 2 кластерах) механизма частичного возмещения затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным участниками государственно-частного партнерства в рамках Программы в российских кредитных организациях. Нормативные документы, регламентирующие правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, порядок осуществления государственной поддержки участников региональных инвестиционных проектов (в форме субсидирования процентных ставок), а также деятельность соответствующих органов управления Программой будут разработаны на стадии подготовки Программы и в рамках I этапа ее реализации (2011 год). XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией ПрограммыУправление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы. Формы и методы реализации Программы определяются государственным заказчиком - координатором Программы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Государственный заказчик - координатор Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом. Текущее управление реализацией Программы осуществляют государственные заказчики. В целях рационального использования средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников, а также обеспечения публичности информации государственный заказчик - координатор Программы:
Государственные заказчики Программы:
Условия досрочного прекращения Программы, а также приостановления либо сокращения объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации будут определены в рамках разработки Программы. Приложение № 1к Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)"
Приложение № 2к Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)"
Приложение № 3к Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" Предельные (прогнозные) объемы финансирования федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" по годам и этапам реализации Программы, источникам финансирования, видам расходов и в ариантам реализации (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Примечание. Вариативность подходов к решению задач Программы выражается:
Приложение № 4к Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" Предельные (прогнозные) объемы финансирования федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" по основным функциональным направлениям мероприятий Программы
Источник: Правительство Российской Федерации Смотрите также:Новости |
|