- Популярные страны
- Европа
- Азия
- Америка
- Африка
- Австралия и Океания
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 марта 2003 г. №20 (РГ 03-63 0304)Адрес статьи: www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_85718.html О введение в действие "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. СанПиН 2.4.4.1204-03" На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295), постановляю: 2.4.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ
ЗАГОРОДНЫХ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОТДЫХА
И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.
I. Общие положения и область применения1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, стр. 631), "Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554. 1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей (далее - загородное оздоровительное учреждение). 1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений, связанных с оздоровлением и отдыхом детей. 1.4. Санитарные правила и нормы распространяются на все действующие (кроме палаточных лагерей и оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, детских санаториев) загородные оздоровительные учреждения для детей и подростков независимо от их подчиненности и форм собственности. При организации на базе загородных оздоровительных учреждений оздоровление детей в сезонных оздоровительных учреждениях санаторного типа (или санаторных сменах) необходимо дополнительно руководствоваться действующими документами и методическими рекомендациями по данному вопросу. 1.5. Ввод в эксплуатацию построенных или реконструируемых загородных оздоровительных учреждений, а также при временном использовании зданий под оздоровительные учреждения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам. 1.6. Загородные оздоровительные учреждения могут быть сезонными, а также с круглогодичным использованием зданий. Количество детей не должно превышать проектную вместимость загородного оздоровительного учреждения. 1.7. При реконструкции и строительстве загородных оздоровительных учреждений необходимо использовать строительные, отделочные и полимерные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение. 1.8. Учредителю или собственнику загородного оздоровительного
учреждения необходимо поставить в известность учреждения
госсанэпиднадзора о сроках его открытия не менее чем за 3 месяца для
проведения необходимых организационных и профилактических мероприятий; 1.9. Продолжительность смены в летние каникулы должна составлять
не менее 21 дня; 1.10. Загородные оздоровительные учреждения комплектуются
поотрядно или по группам с учетом возраста детей: 1.11. Открытие загородного оздоровительного учреждения и заезд детей осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии оздоровительного учреждения санитарным правилам и медицинских документов о состоянии здоровья детей и обслуживающего персонала оздоровительного учреждения (в соответствии с представленным списком), а также сведений об отсутствии контактов их с инфекционными заболеваниями. Работники загородных оздоровительных учреждений обязаны пройти медицинское обследование согласно установленному порядку (приложение 1), гигиеническую подготовку, и привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, которая хранится на рабочем месте. 1.12. Каждая смена оздоровительного учреждения комплектуется одновременно всеми детьми. Дополнительный прием детей осуществляется при наличии медицинской карты установленного образца и справки об отсутствии контактов с инфекционными больными. 1.13. Перед открытием загородного оздоровительного учреждения необходимо своевременно организовать и провести противоклещевую обработку и мероприятия по борьбе с грызунами в районах размещения детских летних оздоровительных учреждений в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом. 1.14. При эксплуатации загородного оздоровительного учреждения руководитель должен информировать Центр госсанэпиднадзора об отключении электроэнергии, аварийных ситуациях в работе систем водоснабжения и канализации и выходе из строя технологического и холодильного оборудования.
II. Участок загородного оздоровительного учреждения2.1. Учреждение должно иметь самостоятельный земельный участок, позволяющий создать благоприятные условия для отдыха и оздоровления детей. Земельный участок должен быть сухим, чистым, хорошо проветриваемым и инсолируемым. 2.2. Размещение оздоровительных учреждений на территории санитарно-защитных зон не допускается. Расстояния от промышленных, коммунальных и хозяйственных организаций до оздоровительных учреждений принимаются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских, поселковых и сельских населенных пунктов. 2.3. Через территорию оздоровительных учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, электроснабжение). 2.4. При проектировании и строительстве новых загородных
оздоровительных учреждений их размещают: 2.5. Земельный участок загородного оздоровительного учреждения делится на территорию основной застройки и вспомогательную территорию. При проектировании и строительстве новых загородных оздоровительных учреждений размеры территории основной застройки следует принимать из расчета 150 - 200 м2 на 1 место. 2.6. Территория основной застройки загородного оздоровительного
учреждения делится на зоны: Участок основной застройки загородного оздоровительного учреждения должен иметь ограждение высотой не менее 0,9 м и не менее двух въездов (основной и хозяйственный). Иметь наружное искусственное освещение не менее 10 лк (на земле). 2.7. На вспомогательной территории могут размещаться: 2.8. Площадь озеленения территорий загородного оздоровительного учреждения должна составлять не менее 60% участка основной застройки. При размещении учреждения в лесном или парковом массиве площадь озелененных территорий может быть сокращена до 50%. При проектировании и эксплуатации загородных оздоровительных учреждений зеленые насаждения рекомендуется включать в каждую из функциональных зон для обеспечения благоприятного микроклимата. Запрещается на территории учреждения высаживать колючие кустарники, а также зеленые насаждения, дающие мелкие семена и ядовитые плоды. 2.9. На участке основной застройки загородного оздоровительного учреждения предусматривают плоскостные физкультурно-оздоровительные сооружения. Плоскостные физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, примерный состав, количество и площади должны соответствовать санитарным нормам и правилам (приложение 2). 2.10. При выборе покрытий для открытых спортивных плоскостных сооружений следует руководствоваться санитарными правилами устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту. 2.11. Движущиеся игровые и спортивные приспособления, углубления на площадках должны быть ограждены. 2.12. Медицинская зона включает изолятор, имеющий отдельный вход, площадки для игр и прогулок выздоравливающих детей и специальный подъезд для эвакуации больных детей. 2.13. Территория, предназначенная для отдыха и купания детей (пляж), должна быть тщательно отнивелирована, очищена от мусора и камней, а также удалена от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота и других источников загрязнения или располагаться выше указанных источников загрязнения на расстоянии не менее 500 метров. 2.14. Выбор территории пляжа, его проектирование, эксплуатация и реорганизация производятся в соответствии с гигиеническими требованиями к зонам рекреации водных объектов и охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения от загрязнений. При выборе территории пляжа следует исключить возможность неблагоприятных и опасных природных процессов - оползней, селей, лавин, обвалов. Запрещается размещать пляжи в границах 1-го пояса зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. В местах, отводимых для купания на водоеме, не должно быть выходов грунтовых вод с низкой температурой, резко выраженных и быстрых водоворотов, воронок и больших волн. Дно водоема должно быть свободным от тины, водорослей, коряг, острых камней и т.п. Максимальная глубина открытых водоемов в местах купания детей должна составлять от 0,7 до 1,3 м. Граница поверхности воды, предназначенной для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами. 2.15. Пляж и берег у места купания должны быть отлогими, без обрывов и ям. Пляж должен иметь хорошо инсолируемые площадки, защищенные от ветра. Не допускается устройство пляжей на глинистых участках. Минимальная площадь пляжа на одно место должна быть 4 м2. 2.16. На берегу следует оборудовать навесы от солнца, установить окрашенные топчаны и скамейки, душевые кабины (1 на 40 человек), кабины для переодевания (1 на 50 человек), уборные (1 на 75 человек). При отсутствии канализации необходимо предусмотреть водонепроницаемый выгреб или установку биотуалетов. 2.17. Пляжи следует оборудовать игровыми устройствами соответственно возрасту детей, а также соляриями, аэрариями для дозированного приема процедур. Количество мест в соляриях и аэрариях должно составлять не более 50% общего количества мест на пляже (во II и III климатических районах). Площадь аэрариев и соляриев принимается из расчета 2,5 и 3,0 м2 на 1 место. 2.18. На пляжах должен быть предусмотрен пункт медицинской помощи и спасательной службы. 2.19. Перед началом купального сезона дважды с интервалом в неделю проводят исследования воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, которые должны отвечать требованиям санитарных норм и правил. В период купального сезона анализ воды проводится не реже 2 раз в месяц (проба отбирается не менее чем в двух точках). 2.20. Разрешение на использование водного объекта в целях купания допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. 2.21. При отсутствии естественных водоемов рекомендуется устройство искусственных бассейнов в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов. 2.22. В целях предупреждения инфекционных заболеваний, передаваемых через воду, и обеспечения качества воды необходимо соблюдать режим эксплуатации плавательных бассейнов. Показатели качества воды в бассейне должны соответствовать гигиеническим требованиям санитарных правил (приложение 3). 2.23. Для обеззараживания воды в плавательных бассейнах используют средства, разрешенные для использования в установленном порядке (приложение 4). 2.24. На территории загородных оздоровительных учреждений, помимо туалетов в здании, возможно оборудование дополнительных канализованных туалетов на расстоянии не менее 50 м от жилых зданий и столовой по согласованию с учреждениями госсанэпиднадзора. 2.25. Для сбора мусора и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны предусмотреть раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Площадки, к которым должны быть удобные подъезды, размещают на расстоянии не менее 25 м от зданий. 2.26. Въезды и входы на территорию оздоровительного учреждения, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерным площадкам для сбора мусора покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.
III. Здания и сооружения загородного оздоровительного учреждения3.1. При проектировании загородных оздоровительных учреждений здания для проживания детей должны быть не выше 2-х этажей и рассчитаны на изолированное размещение не более 4-х отрядов. Окна комнат спальных и кружковых помещений следует ориентировать
по сторонам горизонта: Допускается ориентировать не более 25% жилых комнат в пределах от 290 град. до 70 град. Окна варочных залов пищеблока следует ориентировать в пределах от 290 град. до 70 град. северной широты во всех климатических районах. При необходимости должны предусматриваться регулируемые солнцезащитные устройства. 3.2. В зависимости от климатического района в отапливаемых помещениях должны размещаться:
3.3. Состав и площади помещений загородного оздоровительного учреждения должны соответствовать требованиям строительных норм и правил (приложении 5). 3.5. Спальные комнаты для девочек и мальчиков должны быть раздельными. 3.6. Стирка личных вещей детей проводится в специально выделенных помещениях при прачечных или в умывальных комнатах спальных корпусов в специально выделенных промаркированных для этих целей тазах. 3.7. Медицинский пункт допускается блокировать с изолятором. В учреждениях вместимостью до 300 мест медицинский пункт можно блокировать с административными помещениями только при наличии отдельно стоящего изолятора. При блокировке помещений наружные входы в них должны быть отдельными. 3.7.1. В медицинском пункте размещают кабинет врача-педиатра площадью не менее 10 м2, кабинет зубного врача - не менее 14 м2, процедурную - не менее 12 м2, комнату медицинской сестры - не менее 10 м2, туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе. 3.7.2. В изоляторе должно быть не менее 2 палат (для капельных и кишечных инфекций). Количество коек в палатах изолятора, включающего боксы, принимается из расчета не менее 2% вместимости загородного оздоровительного учреждения (площадь на 1 ребенка не менее 6 м2). 3.7.3. Изолятор, помимо палаты бокса, должен иметь следующий
набор помещений: 3.7.4. Оборудование помещений медицинского пункта должно соответствовать действующим санитарным правилам, обеспечено необходимым инвентарем, лекарственными средствами, перевязочным материалом для оказания медицинской помощи. 3.7.5. Проживание персонала в помещениях медицинского назначения не допускается. 3.8. Количество мест в обеденных залах столовой рассчитано на одновременное обслуживание всех детей (в одну смену) из расчета 1,0 м2 на одно место. Для младших школьников (6 - 9 лет) выделяют обеденные залы вместимостью не более 100 мест. 3.8.1. У входа в зал или в отдельном помещении устанавливают умывальные раковины на двух уровнях (для младших и старших школьников) из расчета 1 на 20 детей. Для вытирания рук используют электрополотенце или бумажные салфетки (полотенца). 3.9. Не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий оздоровительных учреждений помещения для пребывания детей, столовые, помещения медицинского назначения. Использование помещений подвального и цокольного этажей должно осуществляться в соответствии с требованиями строительных норм и правил. 3.10. Состав и площади жилых, производственных, складских, культурных и служебно-бытовых помещений должны отвечать требованиям санитарных и строительных норм и правил (приложение 5).
IV. Санитарно-техническое благоустройство загородных оздоровительных учреждений4.1. Здания загородного оздоровительного учреждения следует оборудовать системами хозяйственно-питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с нормами проектирования внутреннего водопровода и канализации зданий, горячего водоснабжения. Все системы должны находиться в рабочем состоянии. 4.2. Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Разрешение на использование водного объекта для питьевых целей допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Норма расхода воды на 1 место - 130 л в сутки, в том числе горячей - 40 л. 4.3. Горячим водоснабжением следует обеспечивать производственные помещения пищеблока, прачечную, постирочную, бани, душевые, умывальные, ногомойки, кабины личной гигиены девочек, а также помещения медицинского назначения. На случай аварийной ситуации в помещении пищеблока устанавливают резервные источники горячей воды. 4.4. Устройство канализации следует предусматривать в жилых корпусах, в столовой, кухне, в помещениях культурно-массового и медицинского назначения, в физкультурно-оздоровительных и служебно-бытовых помещениях, прачечной, душевой, а также в отдельно стоящих уборных и умывальных. При размещении учреждений в районах, не имеющих централизованной канализации, допускается устройство местных систем удаления и очистки сточных вод. Вопросы о выборе и устройстве местных систем канализации решаются с Центрами госсанэпиднадзора по месту размещения загородного оздоровительного учреждения. 4.5. Отопление следует предусматривать в зданиях и сооружениях в соответствии с п. 3.3 настоящих правил. Температура воздуха в жилых комнатах должна быть не ниже 18 град. С, в палатах изолятора - 20 град. С, в вестибюле - 16 град. С. Относительная влажность составляет 40 - 60%. 4.6. Производственные помещения столовых, централизованных кухонь, обеденных залов, помещения для занятий дополнительным образованием детей (кружков, секций, клубов, студий и т.п.) в зависимости от вида деятельности следует оборудовать вытяжной вентиляцией с механическим побуждением в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил. Душевые и туалеты должны иметь самостоятельную вытяжную вентиляцию. 4.7. Все основные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускаются помещения, регламентированные строительными нормами и правилами. Коэффициент естественного освещения (КЕО) в основных помещениях столовой, культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения, в спальных комнатах должен быть не менее 1%, в помещениях для кружковой деятельности - не менее 3,5 - 4%. Для искусственного освещения обеденных залов, помещений культурно-массового назначения в зданиях круглогодичного функционирования рекомендуется использовать люминесцентные лампы. В спальных корпусах дополнительно предусматривается дежурное (ночное) освещение. Искусственная освещенность должна отвечать требованиям санитарным и строительным нормам и правилам в зависимости от назначения помещений учреждения (таблица 4.1). Таблица 4.1 Искусственная освещенность в основных помещениях загородных оздоровительных учреждений при использовании люминесцентных ламп
Примечание. При использовании ламп накаливания нормы освещенности уменьшаются вдвое.
V. Отделка помещений и оборудование загородных оздоровительных учреждений5.1. Поверхности стен, потолков, полов основных помещений загородных оздоровительных учреждений должны быть гладкими, позволяющими проводить их уборку (мытье) и дезинфекцию. 5.1.1. Стены и потолки спальных помещений, помещений для массовой работы и занятий дополнительным образованием, а также изолятора, медпункта и административных помещений должны быть окрашенными красками светлых тонов с коэффициентом отражения 0,7 - 0,8. 5.1.2. Используемые отделочные, строительные и полимерные материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение с областью применения для детских и оздоровительных учреждений. 5.1.3. Стены производственных и складских помещений пищеблока следует облицовывать керамической глазурованной плиткой или окрашивать на высоту 1,8 м (коридоров - на высоту 1,5 м) влагостойкими материалами, допускающими систематическую очистку и влажную обработку с использованием дезинфицирующих средств. 5.1.4. Для покрытия полов спальных комнат, помещений для кружковых занятий и секций, медицинского пункта, административных помещений следует использовать дерево (дощатые полы, покрытые масляной краской). Допускается использование линолеума, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение с областью применения в детских и оздоровительных учреждениях. 5.1.5. Полы в помещениях с влажным режимом: 5.2. Оборудование и мебель учреждения должны соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям и учитывать росто-возрастные особенности детей. Не допускается оборудование спален двухъярусными кроватями. 5.3. Спальные помещения оборудуют кроватями, тумбочками, шкафами для одежды, полками для хранения обуви. Расстояния между кроватями не менее 50 см. 5.4. Медицинские помещения обеспечивают необходимым инвентарем и оборудованием в соответствии с их назначением. Не допускается в качестве стульев и кушеток использовать мягкую мебель (диваны, кресла, стулья с мягкой обивкой). 5.5. Необходимо засетчивать окна (при необходимости и дверей) в помещениях спален, столовой, медицинского назначения от залета комаров, мух, москитов и других насекомых.
VI. Содержание помещений и участка загородного оздоровительного учреждения6.1. Перед началом оздоровительного сезона проводится генеральная уборка территории оздоровительного учреждения. Необходимо проводить обрезку низко растущих и сухих веток деревьев, кустарников, вырубка молодой поросли, скашивание травы. Не допускается хранение сухого валежника и мусора на территории. 6.2. Ежедневно технический персонал убирает все помещения влажным способом с применением разрешенных моющих средств при открытых окнах и фрамугах. К уборке спален, которая проводится 2 раза в день (после ночного и дневного сна), можно привлекать детей, начиная с 10 лет. 6.3. Перед началом оздоровительной кампании и по окончании каждой
смены технический персонал проводит генеральную уборку: 6.4. Перед началом работы загородных оздоровительных учреждений и в дальнейшем проводится профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация помещений (согласно договору между оздоровительным учреждением и организациями, имеющими разрешение на данный вид деятельности). 6.5. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) перед началом каждой смены следует проветривать и просушивать на воздухе. Один раз в год перед началом оздоровительной кампании постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке. Постельные принадлежности, бывшие в употреблении по другому назначению, должны подвергаться камерной дезинфекции. 6.6. В случае регистрации капельных или кишечных инфекций постельные принадлежности двукратно чистят щеткой с использованием дезсредств. При возникновении заболевания вирусным гепатитом обязательна камерная обработка постельных принадлежностей. 6.7. В умывальных, душевых, постирочных, комнатах гигиены девочек и уборных ежедневно моют полы, стены, дверные ручки горячей водой с применением моющих средств. Кроме того, полы протирают по мере загрязнения, но не менее 3 раз в день. Унитазы моют 2 раза в день при помощи квачей и щеток горячей
водой с применением моющих средств; 6.8. Помещения столовой подлежат ежедневной влажной уборке. Уборку обеденных столов, производственных помещений, оборудования и инвентаря проводит персонал учреждения после каждого приема пищи. Генеральную уборку проводят перед каждой сменой, используя моющие и дезинфицирующие средства (мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти и т.п). 6.9. Уборочный инвентарь (тазы, ведра, щетки, тряпки и др.) должен быть промаркирован и закреплен за отдельными помещениями. После использования уборочный инвентарь моют горячей водой с моющими и дезинфицирующими средствами и хранят в специально выделенных для этого шкафах или помещениях. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную окраску (красную, оранжевую) и храниться отдельно. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в таре изготовителя в специально отведенных помещениях в соответствии с инструкциями. Уборка производственных, вспомогательных, складских и бытовых
помещений столовой проводится уборщицами; 6.10. Уборка территории оздоровительного учреждения проводится
ежедневно: Мусор собирают в мусоросборники и при заполнении 2/3 их объема вывозят на полигоны твердых бытовых отходов в соответствии с договором на вывоз бытовых отходов. После освобождения контейнеры (мусоросборники) должны быть очищены и обработаны средствами, разрешенными в установленном порядке в соответствии с указаниями по борьбе с мухами. Категорически запрещается сжигать на территории бытовой мусор и листья. Смену песка в песочницах проводят при загрязнении яйцами гельминтов и механическими примесями. 6.11. Банные дни проводят не реже 1 раза в 7 дней. 6.12. Следует иметь не менее 3 смен постельного белья и 2 смен наматрасников. 6.13. Постельное белье и полотенца для лица и ног меняют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. 6.14. Грязное белье в спальных помещениях складывают в специальные мешки (матерчатые, клеенчатые, пластиковые), которые доставляют в прачечную учреждения, либо после сортировки отправляют в централизованную прачечную. Для сбора и сортировки грязного белья необходимо иметь специальную комнату при прачечной. После использования матерчатые мешки стирают, клеенчатые и пластиковые обрабатывают мыльно-содовым раствором, а при наличии инфекции - одним из дезинфицирующих средств. Помещение для сбора грязного белья, после его отправки в прачечную, необходимо дезинфицировать. 6.15. Для раздельного хранения чистого белья и постельных принадлежностей оборудуют кладовые (3 помещения).
VII. Режим дня в загородных оздоровительных учреждениях 7.1. В целях оздоровления и обеспечения полноценного отдыха детей
и подростков необходимо обеспечить рациональную организацию режима
дня: 7.2. Режим дня в оздоровительных учреждениях строится в зависимости от возраста детей. В распорядке дня необходимо выделять детям не менее 1,5 часов свободного времени, с распределением его на первую и вторую половины дня (приложение 7). 7.3. Каждому ребенку рекомендуется заниматься не более чем в 2 кружках и одной спортивной секции. Занятия кружка проводят не чаще 2 раз в неделю и продолжаются не более двух часов. Занятия физической культурой и спортом должны проводиться ежедневно. 7.4. В учреждении организуется с учетом воспитательной и
оздоровительной направленности в соответствии с возрастом детей
следующие виды деятельности. Для детей 6 - 10 лет допускается: 7.5. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с
большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка
дров, стирка постельного белья); 7.6. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока. 7.7. Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7 - 10 дней.
VIII. Организация питания в загородных оздоровительных учреждениях8.1. Требования к устройству, содержанию помещений пищеблока, оборудованию, инвентарю, посуде и таре должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания. 8.2. Пищеблоки независимо от вместимости учреждения должны иметь полный набор производственных цехов, обеспечивающих поточность технологического процесса согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. 8.3. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара выполняются из материалов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам. Производственное оборудование и разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку (приложение 8). 8.4. При технологических процессах приготовления блюд и работе оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов. 8.5. Транспортировку пищевых продуктов проводят в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохранение от загрязнения (приложение 9). 8.6. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта. Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в журнале бракеража продукции (приложение 10). 8.7. Не допускается хранение скоропортящихся продуктов без холода. В холодильных камерах должны строго соблюдаться правила товарного соседства. Сырые и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших учреждениях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов, допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах). Условия и сроки хранения продуктов должны соответствовать требованиям санитарных правил (приложения 11, 12). 8.8. В целях предупреждения возникновения и распространения
инфекционных и массовых отравлений среди детей и подростков в
оздоровительные учреждения не допускается принимать: а) не используются: б) не изготавливаются: 8.9. Для оздоровления детей и подростков необходимо организовать полноценное питание с учетом физиологических потребностей растущего детского организма. Суточная потребность детей в белках (включая белки животного происхождения), жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергетической ценности определяется нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных возрастных групп детей и подростков, которые представлены в таблице 8.1. Таблица 8.1 Суточная потребность детей и подростков в пищевых веществах и энергииЧерез дробь указана потребность в пищевых веществах мальчиков (числитель), девочек (знаменатель).
8.10. Для обеспечения физиологических потребностей детей и подростков в пищевых веществах и энергии необходимо соблюдать нормы питания по наборам продуктов (в граммах на 1 ребенка) для оздоровительных учреждений (приложение 13). 8.11. На основании норм питания (приложение 13) в оздоровительном учреждении должно быть составлено и согласовано с учреждениями госсанэпиднадзора примерное 10-дневное меню. Рацион питания должен обеспечивать соотношение белков, жиров,
углеводов - 1: 8.12. В загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей рекомендуется 5-разовое питание с интервалами между приемами пищи не более 4 часов. Распределение калорийности суточного рациона питания следующее: За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стакан кисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.). 8.13. Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах, изложен в приложении 14. 8.14. На основании примерного 10-дневного меню ежедневно диетсестра (врач) совместно с поваром и кладовщиком составляет меню - раскладку, которая утверждается в установленном порядке (руководителем учреждения или его заместителем). В исключительных случаях при отсутствии необходимых продуктов проводится их замена на продукты, равноценные по химическому составу, в соответствии с таблицей замены (приложение 15). Рекомендуемый вес порции для детей разного возраста представлен в приложении 16. 8.15. В целях профилактики гиповитаминозов и эффективного оздоровления детей проводят искусственную витаминизацию холодных напитков (компот) аскорбиновой кислотой (0,06 - 0,07 г на порцию). Возможно использование поливитаминного напитка "Золотой шар" (15 г на 1 стакан воды) или других поливитаминных препаратов (1 драже в день во время или после еды), а также витаминизированных и обогащенных минеральными веществами пищевых продуктов. 8.16. Кулинарная обработка продуктов проводится в соответствии с
утвержденной нормативно-технологической документацией (сборник
рецептур): Для приготовления пищи на эндемичных территориях с дефицитом йода должна использоваться йодированная поваренная соль. Фрукты, включая цитрусовые, промывают перед употреблением. 8.17. В целях организации щадящего питания продукты отваривают, тушат, допускается легкое запекание блюд, исключается жаренье. 8.18. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пища готовится). При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков. Результат бракеража регистрируется в журнале бракеража готовой продукции (приложение 10). 8.19. В целях контроля за доброкачественностью и безопасностью приготовленной пищи на пищеблоках оздоровительных учреждений отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд. Отбор суточной пробы проводит медицинский работник (или под его руководством повар) в специально выделенные стерильные и промаркированные стеклянные емкости с плотно закрывающимися крышками - отдельно каждое блюдо или кулинарное изделие. Холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) отбирают в количестве не менее 100 г. Порционные вторые блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи, колбаса, бутерброды оставляют поштучно, целиком (в объеме одной порции). Суточные пробы хранятся не менее 48 часов с момента окончания срока реализации блюд в специально отведенном в холодильнике месте при температуре +2 - +6 град. С. Посуда для хранения суточной пробы (емкости и крышки) обрабатывается кипячением в течение 5 минут. 8.20. Мытье столовой посуды осуществляется механическим или ручным способом. Механическая мойка проводится в специализированных моечных машинах в соответствии с инструкциями по эксплуатации. Для мытья посуды ручным способом используют трехсекционные ванны для столовой посуды, двухсекционные - для стеклянной посуды и столовых приборов. Требования к мытью столовой и кухонной посуды должны соответствовать санитарным правилам (приложение 17). 8.21. Для обработки посуды необходимо использовать моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в установленном порядке. 8.22. В моечных отделениях вывешивают инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств. 8.23. Столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированную тару. Щетки, мочалки после окончания работы очищают, замачивают (стирают) в воде при температуре не ниже 45 град. С с добавлением моющих средств, дезинфицируют или кипятят, промывают проточной водой, просушивают и хранят в специально выделенной промаркированной посуде. Замена ветоши на чистую производится после каждого мытья посуды. Для мытья посуды не используют: 8.24. В оздоровительном учреждении следует организовать питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных норм и правил. 8.25. Ответственность за организацию питания детей возлагается на руководителя оздоровительного учреждения. Контроль за состоянием фактического питания, выполнением натуральных норм, за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока, а также анализ качества питания возлагается на врача и диетсестру учреждения.
IX. Физическое воспитание и оздоровительные мероприятия в загородных оздоровительных учреждениях9.1. В режиме дня на физкультурные и оздоровительные мероприятия следует отводить не менее 3 часов. 9.2. План физкультурно-оздоровительной работы согласуется с
врачом и включает следующие мероприятия: 9.3. Все мероприятия физкультурно-оздоровительного и спортивного характера проводят под контролем медицинских работников. 9.4. Физкультурно-оздоровительная работа проводится с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. 9.5. Рекомендуется следующая группировка детей по возрастам при
проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий: 9.6. Распределение детей для занятий физкультурой на основную, подготовительную и специальную группы проводит врач в соответствии с их здоровьем. Детям основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. 9.7. С детьми подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача. При возможности организуются занятия лечебной физкультурой. 9.8. Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно на открытом воздухе, в дождливую погоду - в хорошо проветриваемых помещениях. Допускается проведение утренней гимнастики поотрядно. Продолжительность утренней гимнастики - не менее 15 минут. 9.9. Проведение закаливающих процедур (водные, воздушные и солнечные ванны) должно контролироваться медицинским персоналом. Закаливание начинают после адаптации детей в оздоровительном учреждении, проводят систематически, постепенно увеличивая силу закаливающего фактора. 9.10. Водные процедуры после утренней гимнастики (обтирание, обливание) проводятся под контролем врача. Купание проводится ежедневно в первую половину дня, в жаркие дни разрешается повторное купание во второй половине дня. Начинать купания рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже 23 град. С и температуре воды не ниже 20 град. С для детей основной и подготовительной групп, для детей специальной группы - при разрешении врача. Температура воды и воздуха должна быть на 2 град. С выше. После недели регулярного купания допускается снижение температуры воды до 18 град. С для основной и подготовительной групп. Продолжительность купания в первые дни начала купального сезона - 2 - 5 минут, с постепенным увеличением до 10 - 15 минут. Не разрешается купание сразу после еды и физических упражнений с
большой нагрузкой; Обучение плаванию проводится в часы, отведенные для
оздоровительных мероприятий, а также во время купания. Для не умеющих
плавать подготовительные упражнения проводят на суше, практическое
обучение - в воде с применением специальных средств (тщательно
обструганные доски или пенопласт длиной 90 - 100 см и шириной 25 - 40
см); 9.11. Воздушные ванны начинают с первых дней пребывания в учреждении для детей основной группы при температуре воздуха не ниже 18 град. С, для детей специальной группы - не ниже 22 град. С. Продолжительность первых процедур - 15 - 20 минут. Прием воздушных ванн рекомендуется сочетать с ходьбой, подвижными играми, физическими упражнениями, общественно полезным трудом. 9.12. Солнечные ванны назначают детям после окончания периода адаптации и приема воздушных ванн. Их проводят в утренние или вечерние часы на пляже, специальных площадках (соляриях), защищенных от ветра, спустя час - полтора после еды, при температуре воздуха - 18 - 25 град. С. Во II и III климатических районах солнечные ванны проводят во второй половине дня. Детям основной и подготовительной групп солнечные ванны следует начинать с 2 - 3 минут для младших и с 5 минут для старших, постепенно увеличивая процедуру до 30 - 50 минут. Солнечные ванны проводят при температуре воздуха 19 - 25 град. С. Детям специальной группы солнечные ванны разрешают только по назначению врача. 9.13. Подвижные игры должны занимать в режиме дня детей основной
и подготовительной групп: Детям специальной медицинской группы по разрешению и под контролем врача рекомендуется до 50 минут в день участвовать в играх малой и средней подвижности (кегельбан, крокет, игровые автоматы, третий лишний и др.). 9.14. В комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий следует включать тренажеры и тренажерные устройства. 9.15. В режим дня рекомендуется включать прогулки и пешеходные
экскурсии протяженностью для детей 6 - 11 лет - до 5 км (специальная
группа по разрешению врача - до 3 км); 9.16. Туристские походы проводят через 1 - 2 недели после заезда
детей, не чаще 2-х раз в смену для каждого ребенка. Администрация
оздоровительного учреждения должна быть ознакомлена с маршрутом
похода; 9.16.1. Дети 7 - 9 лет допускаются к участию в однодневных походах, 10 - 13 лет - в одно-, двухдневных походах, с 14 лет - в двух-, трехдневных походах. Все участники похода должны пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача. 9.16.2. Для участия в походе формируются группы численностью от 6 до 15 человек одного возраста (допустимая разница - 1,5 года) и два руководителя. 9.16.3. Протяженность похода для младших школьников (7 - 11 лет) - не более 5 км, для старших - от 8 до 10 км в день. Скорость передвижения не более 3 км/час. Через каждые 45 - 50 минут ходьбы следует делать остановки на 10 - 15 минут. 9.16.4. Вес рюкзака для младших школьников не должен превышать 2 кг, для старших школьников, совершающих 2 - 3-дневный поход - 8 - 9 кг (спальный мешок - 2 кг, рюкзак - 0,5 - 1 кг, коврик теплоизоляционный - 0,1 кг, личные вещи - 3 кг, продукты питания - до 1 кг в день, личная медицинская аптечка и ремнабор - 0,2 кг, групповое снаряжение - 1 кг). 9.16.5. Перед походом следует проверить набор и качество упаковки продуктов, наличие достаточного количества одноразовой посуды, а также снаряжение, состояние обуви и одежды участников. Примерный набор продуктов в граммах на день на одного участника
похода: Для питья в походе используют только кипяченую воду, приготовленную из воды источников питьевого водоснабжения (артезианские скважины, водопроводная сеть, колодцы), качество которой должно отвечать гигиеническим требованиям на питьевую воду. 9.17. Занятия детей в спортивных секциях и участие в соревнованиях согласуется с врачом. 9.18. Все кружковые, секционные, клубные, экскурсионные, игровые, коммуникативно-познавательные, физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия следует проводить на воздухе, используя в ненастную погоду тенты, навесы, веранды. 9.19. Продолжительность занятий кружков и спортивных секций допускается не более 35 минут для детей 7 лет и не более 45 минут для детей старше 7 лет. Для отдельных видов кружков (туристический, юных натуралистов, краеведческий и т.п.) допускается продолжительность занятий до 1,5 часов. 9.20. Оптимальная наполняемость групп при организации кружковой, секционной, клубной и т.п. работы не более 15 человек, допустимая - 20 человек (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и других). 9.21. После кружковой деятельности с ограниченной двигательной активностью (изобразительная деятельность, моделирование, шахматы, рукоделие и т.п.) необходимо предусматривать активный отдых, физические упражнения, спортивные развлечения на воздухе. 9.22. Дети, перенесшие острые заболевания во время отдыха или
незадолго до прибытия, освобождаются от занятий физической культурой и
спортом: 9.23. Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. 9.24. Суммарная продолжительность просмотра телепередач в день рекомендуется не более 1,5 часов для детей до 10 лет и 2,5 часов - для детей старшего возраста.
X. Гигиенические требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала10.1. Все работники оздоровительных учреждений проходят предварительный, при поступлении на работу, и периодические профилактические медицинские осмотры в соответствии с порядком, определенным федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. 10.2. К работе с детьми в оздоровительных учреждениях допускаются только сотрудники, привитые против дифтерии. 10.3. Работники оздоровительных учреждений проходят гигиеническую подготовку в установленном порядке. 10.4. Персонал оздоровительного учреждения должен соблюдать
правила личной гигиены; Медицинский персонал и работники пищеблока перед началом работы должны надевать спецодежду, убирать волосы под головной убор, тщательно мыть руки с мылом. Персонал пищеблока не должен во время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками, покрывать ногти лаком, принимать пищу, курить на рабочем месте. Все работники пищеблоков ежедневно осматриваются медработником на наличие гнойничковых заболеваний и катаральных явлений. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, а также больные от работы отстраняются. Результаты осмотра заносятся в журнал установленной формы.
XI. Организация работы медицинского персонала в загородных оздоровительных учреждениях11.1. В целях охраны и укрепления здоровья детей и подростков, проведения профилактической работы оздоровительное учреждение должно быть укомплектовано подготовленным медицинским персоналом. 11.2. Методическое руководство и контроль за работой медицинского персонала учреждений осуществляют территориальные органы управления здравоохранения. 11.3. Решение о возможности отдыха ребенка принимает участковый врач или педиатр образовательного учреждения. В летние оздоровительные учреждения не могут быть направлены дети с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья и бактерионосители инфекционных заболеваний (приложение 18). 11.4. В должностных инструкциях медицинских работников необходимо предусмотреть обязанности, направленные на профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний. 11.4.1. Проведение организационно-подготовительной работы перед
выездом детей в загородное оздоровительное учреждение: 11.4.2. Лечебно-профилактическая работа:
XII. Требования к соблюдению санитарных правил12.1. Руководитель учреждения обеспечивает выполнение настоящих Санитарных правил. 12.2. Медицинский персонал учреждения осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарных правил и норм. 12.3. Надзор за выполнением настоящих санитарных правил и норм осуществляют учреждения госсанэпиднадзора. 12.4. За нарушение санитарного законодательства руководитель загородного стационарного учреждения отдыха и оздоровления детей несет ответственность в порядке, установленном Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.99. 12.5. Руководитель загородного стационарного учреждения отдыха и оздоровления детей обязан организовывать производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Источник: Правительство Российской Федерации Смотрите также:Новости |
|