Роуминг: вопросы и ответы


    Что такое роуминг?

    Роуминг – это услуги мобильной связи, предоставляемые абоненту оператором за пределами "домашней" сети.

    Роуминг подразделяется на:

    • внутрисетевой – работает в регионах страны, в которых есть сеть "домашнего" оператора;
    • национальный – работает в регионах страны, в которых нет сети "домашнего" оператора, но действуют партнерские соглашения с другими местными операторами связи;
    • международный – работает в странах, в которых у "домашнего" оператора заключены партнерские соглашения с местными операторами связи.

    Наиболее беспроблемный роуминг обеспечивает стандарт GSM. Именно поэтому на него сейчас переходят Америка и Азия. GSM – это Международная ассоциация стандартов, в которую входят все операторы, работающие в этом формате. Первоначально GSM использовался как глобальный мобильный сервис для Скандинавии, затем "расползся" по Европе и миру.

    Зоны роуминга

    Постепенно все крупнейшие операторы пришли к тому, что поделили все роуминговые зоны на территории и обозначили единую стоимость звонков, sms и других услуг во всем регионе. Маркетинговые исследования показывают, что пользователю проще знать стоимость и не задумываться, через какого оператора он держит связь, чем запоминать, у кого какие услуги сколько стоят, как это было еще несколько лет назад.

    Территориальное деление всех стран на зоны с одинаковым тарифом выглядит примерно следующим образом:

    • национальный роуминг
    • СНГ
    • Европа + Турция
    • Северная и Центральная Америка
    • Азия, Африка, Австралия и другие страны

    Около 60 крупнейших лайнеров мира оснащены системой мобильной связи. Сейчас обсуждается возможность обеспечения мобильной связи в самолетах – система AeroMobile (Норвегия) – ведется сертификация рейсов.

    GPRS доступен уже в большинстве роуминговых стран. С каждым годом все дешевле и доступнее становятся такие услуги, как WAP и MMS.

    "Домашние", транзитные и "гостевые" сети

    Для успешного осуществления звонка из-за границы задействованы три зоны: "домашняя" сеть, транзитные сети и "гостевая" сеть. В России за сигнал в транзитных сетях отвечает компания "Ростелеком", а за голосовой трафик – "Ростелеком", "МТТ" и "Голден Телеком".

    Важно понимать, что транзитных узлов может быть несколько, и сбой или недостаточно качественная работа одного из них скажется на качестве всего звонка в целом. Например, вы можете быть полностью уверены в своем "домашнем" операторе и за границей подключились к уважаемому и известному "гостевому" оператору, однако номера звонящих телефонов не определяются – скорее всего "виновата" одна из транзитных сетей, которая эту функцию не поддерживает.

    Как говорят специалисты оператора "Билайн", "процессы оптимальной маршрутизации ведутся постоянно, но до идеала пока далеко".

    Один единственный и постоянный вопрос возникает каждый раз, когда мы прилетаем в чужую страну, выходим из самолета, включаем мобильный телефон и он находит сеть. Из трех, четырех или пяти местных операторов телефон выбирает именно этого. Почему? Ответ прост. Если в настройках телефона стоит автоматический выбор сети, то первой определяется та сеть, чей сигнал более сильный. Причем, значительную роль играет модель телефона: два абонента одной сети с разными моделями телефонов могут поймать разные сети. И то, как пойманная сеть отображается на экране мобильного телефона, зависит от цифрового кода оператора, который зашит в память устройства (однако бывают и казусы, если модель телефона старая, а оператор – новый).

    Информация о звонке и его стоимость

    Взаиморасчеты между операторами связи происходят на основании ТАР-файлов – электронных закодированных файлов стандарта GSM. За их работой следят специальные клиринговые дома (их всего несколько штук в мире), которые обеспечивают своевременное получение и обработку файлов. Каждый оператор выбирает один из клиринговых домов.

    В тот момент, когда вы делаете звонок или отправляете sms, "гостевой" оператор отправляет запрос "домашнему" оператору, чтобы выяснить, достаточно ли у вас средств на счету для выполнения этой операции. Если достаточно – вас соединяют, если нет – сообщают, что данная операция невозможна.

    Известно, что крупнейшие российские операторы получают от своих иностранных партнеров около 500 тысяч биллинговых записей ежедневно: эти записи сообщают "домашнему" оператору обо всех операциях, которые их клиент совершил, находясь в роуминге. Взаиморасчеты и платежи между операторами происходят по итогам месяца.

    Роуминговый тариф зависит, в первую очередь, от цен местных операторов. К примеру, по данным "Билайн", минута разговора абонента этой сети во Франции обходится компании в 43,8 рублей, а абонент платит за нее 48, 3 рубля. При этом не секрет, что Евросоюз сейчас жестко борется с высокими тарифами на роуминг по Европе. Европейские операторы идут на уступки и снижают стоимость внутриевропейских разговоров, однако, чтобы не терпеть убытки, задирают цены на роуминг для граждан, чьи телефоны зарегистрированы за пределами Евросоюза. За 2006-2007 гг. рост цен международного роуминга с Европой вырос на 20%.

    Для клиента стоимость услуг зависит от зоны роуминга. Еще несколько лет назад услуги роуминга в каждой стране и у каждого оператора стоили по-разному. Считается, что нынешняя ситуация удобнее, хотя вопрос, конечно, спорный. До деления мира на несколько тарифных зон, пользователь мог выбирать, с какого оператора отправлять более дешевые sms, с какого – принимать местные звонки, а с какого – звонить на родину.

    Важно отметить, что не все услуги, которые являются бесплатными в "домашней" сети останутся бесплатными в роуминге. Например, звонок в службу поддержки из-за границы становится платным: "домашняя" сеть в вас денег не возьмет, а вот "гостевой" оператор – непременно. Однако уважающие себя крупные операторы выставляют приоритет роуминговых звонков в службу поддержки, что означает, что человек, звонящий из-за границы, будет соединен с оператором быстрее, чем тот клиент, который ожидает ответа в "домашней" сети.

    Неоднозначной является ситуация с короткими номерами. В большинстве иностранных сетей есть возможность пользоваться короткими номерами. Причем при совпадении коротких номеров (например, и "домашний" и "гостевой" оператор использую одинаковый набор цифр для какой-то из своих услуг), вас с наибольшей вероятностью отправят с этим звонком в "домашнюю" сеть.

    Баланс счета

    Самый неприятный и, порой, самый сложный вопрос, который встает перед пользователями мобильных телефонов за границей – информация о балансе и возможность пополнения счета.

    Первая часть вопроса решилась в тот момент, когда туроператоры ввели возможность узнавать баланс с помощью короткого номера. Эта услуга работает в роуминге и является бесплатной, так что узнать состояние счета можно в любой момент.

    Правда, есть один нюанс. Внутри "домашней" сети операторы обеспечивают онлайн-тарификацию. Это значит, что деньги за разговор или любую другую услугу списываются со счета немедленно. Другое дело – роуминг. Наверное, каждый сталкивался с тем, что в какой-то момент времени ты уверен, что деньги на счету есть, а потом вдруг – раз! – и их становится значительно меньше или номер и вовсе отключен. Еще неприятнее может быть ситуация, когда турист возвращается домой, а через неделю-другую со счета списывается огромная сумма денег. И лишь звонок в службу поддержки или личный визит в офис оператора позволяет выяснить, что пропавшие деньги ушли на оплату счета заграничного оператора, который лишь спустя неделю или по окончании месяца выставил счет за оказанные услуги.

    Описанные в предыдущем абзаце ситуации случаются все реже. Чтобы избежать их совсем, необходимо перед поездкой узнать у своего оператора, который из "гостевых" операторов обеспечивает онлайн-тарификацию. Обычно та сеть, которая выбрана телефоном автоматически, отвечает этому требованию. Только онлайн-тарификация позволяет следить за реальным состоянием счета. В противном случае уйти в минусовой баланс можно весьма неожиданно.

    Пополнение счета

    Пользование телефоном в роуминге – это всегда дороже, чем мы привыкли в повседневной жизни. Даже если вы не собираетесь постоянно пользоваться телефоном во время поездки, пара непредвиденных звонков могут свести баланс к минусу.

    Как пополнить счет, если баланс положительный:

    • На всякий случай стоит иметь про запас карточку вашего оператора. Ее можно активировать тогда, когда очень понадобится.
    • Абоненты всех крупных сетей могут попросить у своего оператора "кредит". Отправив sms на короткий номер, пользователь получает на свой счет какую-то небольшую сумму, которая позволит вам не уйти в минус. "Кредит" будет погашен вами в тот момент, когда вы сами положите деньги на счет. Слово "кредит" в данном случае берется в кавычки, так как в отличие от привычных нам кредитов этот кредит беспроцентный.
    • В "Билайне" есть возможность направить на короткий номер бесплатную sms с номером друга или родственника, который получит сообщение с просьбой пополнить счет указанного абонента.
    • В последнее время большую популярность приобретает возможность перевести деньги с собственной банковской карты на счет своего оператора: делается при помощи sms, деньги переводятся моментально.

    Самостоятельно пополнить счет из-за границы при отрицательном балансе невозможно. Вам остается или каким-то другим образом (помимо мобильного телефона) связаться с друзьями на родине и попросить их о внесении денег на ваш счет, или ждать, пока кто-нибудь из них догадается это сделать. Без вашего присутствия это можно сделать или в электронных автоматах на улицах города или в офисах оператора.

    Преимущество роуминга перед туристическими sim-картами

    Уезжая за границу и беря с собой мобильный телефон, подключенный к роумингу, вы:

    • обеспечиваете связь с родными и коллегами по привычному телефону – на случай, если случится что-то экстренное или вы просто захотите пообщаться. Причем звонок будет стоить вашим близким столько же, как если бы вы никуда не уезжали. Роуминг гарантирует устойчивую качественную связь по понятным и привычным тарифам;
    • можете рассчитывать на "родную" техническую поддержку на русском языке, а пополнение счета будет проходить в обычном режиме.

    Все это сказано в противовес туристическим sim-картам или картам местных операторов. Выбирая второй вариант, вы вынуждены оповестить всех о вашем временном номере телефона. В случае каких-то неполадок вы будете обращаться за помощью на языке той страны, где вы отдыхаете. Наконец, в некоторых странах пополнение счета облагается налогом: например, в Турции этот налог составляет 32%. В Египте – 15%.

    Еще одно немаловажное преимущество в пользовании "родным" телефоном неоспоримо для тех, кто занимается экстремальным путешествием. В случае какого-то природного катаклизма или несчастного случая, путешественника смогут обнаружить по сигналу телефона и спасти.

    Цифры и факты:

    Самые популярные для России роуминговые регионы:
    1. Украина, СНГ, Казахстан;
    2. Популярные пляжные направления: Турция, Египет;
    3. Бизнес-направления в Европе: Франция, Великобритания, Германия, Италия.

    В России внутрисетевым роумингом пользуются примерно 10% абонентов. В летние месяцы 50% роуминга приходится на страны СНГ.

    Первое роуминговое соглашение в Европе было подписано в 1992 году между Telecom Finland и Vodafone UK.

    В России первое роуминговое соглашение было подписано в 1995 году с одним из финских операторов.

    Во всем мире роуминг работает в чуть более, чем в 200 странах.

    Сейчас во всем мире действует свыше 100 тысяч роуминговых соглашений.

    Для максимального покрытия всего земного шара одному оператору связи необходимо около 300-350 партнеров.

    В первые годы существования роуминга одна минута разговора стоила около $20. За последующие 15 лет цена снизилась примерно в 40 раз.

    Российская компания "Билайн" – единственный российский оператор, который входит в тройку мировых лидеров по количеству заключенных роуминговых соглашений.

    Кстати, для пользования в Японии привычным номером необходим трехстандартный телефон, который можно арендовать в Японии по прибытии.

    Travel.ru
    07.08.2007

    Смотрите также:

    Новости

    13.12.24 В визовом центре Великобритании снова можно не сдавать паспорт на время рассмотрения
    Из аэропорта Подгорицы начнут ходить автобусы
    Yandex Go начал работать в Анталье
    12.12.24 В Валдае 1 января 2025 года вводят туристический налог
    09.12.24 В Эр-Рияде запустили метро
    "Аэрофлот" открывает рейсы из Москвы в Улан-Удэ
    06.12.24 Визовые центры Великобритании в России сменили адреса
    Цифровая регистрация въезда и выезда заработает в Евросоюзе только в 2025 году
    02.12.24 В начале 2025 года в Туле введут городской налог
    Россиянам стало немного проще оформить визу в Японию
    Подпишись на нашу рассылку и получи подарок!

    Каждому подписчику мы дарим 1000 рублей на бонусный счет для оплаты проживания в любом отеле мира!

    [an error occurred while processing this directive]