Шенгенские соглашения


    Вступление в силу 26 марта Шенгенских соглашений влечет за собой массу политических, юридических, психологических и прочих последствий не только для граждан ЕС, но и для жителей остального мира. Появление в Западной Европе так называемого "шенгенского пространства" несомненно затронет и многих читателей "i", намеревающихся по тем или иным причинам посетить страны, подписавшие эти соглашения. В публикуемом материале "i" постарался в максимальной степени проинформировать их обо всех аспектах ситуации, создавшейся после того, как Шенгенские соглашения начали действовать.

    Галопом по Европам?

    Как формировалось "шенгенское пространство"?

    Основу Шенгенских соглашений составляют четыре принципиальных положения, которые изначально были согласованы и одобрены всеми странами-участницами. Звучат они так:

    "-- Все государства-участники снимают систематический паспортный контроль на границах между ними, включая контроль в аэропортах при полетах из одной страны-участницы в другую;

    -- Гармонизируются и координируются национальные правила выдачи виз для граждан третьих государств;

    -- Вырабатываются и вводятся в действие общие для всех стран-участниц критерии при предоставлении политического убежища;

    -- В целях взаимного обмена информацией и совместной борьбы с преступностью в Страсбурге создается общий банк данных (Шенгенская информационная система). Полиция каждой страны-участницы получает право преследования "по горячим следам" и ареста преступника на территории сопредельной страны-участницы, но не далее, чем 10 километров от государственной границы".

    Впервые эти положения были одобрены и подписаны правительственными делегациями Бельгии, ФРГ, Люксембурга, Hидерландов и Франции в люксембургском городке Шенген еще в июне 1985 года. Предполагалось, что первые Шенгенские соглашения вступят в силу в 1990 году. Однако к указанному сроку практически ничего из намеченных мероприятий по "гармонизации" и "координации" выполнить не удалось. Чем плотнее страны-участницы занимались конкретной разработкой согласованных принципов, тем больше между ними возникало разногласий. Так, например, Hидерланды, где существует весьма либеральное законодательство в отношении употребления наркотиков, никак не хотели ужесточать его в ответ на требования партнеров. А Франция, в частности, отказывалась от того, чтобы разрешить полиции соседей арестовывать убегающего преступника на ее территории. Hаконец, в конце 80-х годов коренным образом изменилась политическая ситуация в Европе -- рухнула Берлинская стена, а за ней и вся мировая система социализма. Еще до того, как ГДР вошла в объединенную Германию, ФРГ стала требовать, чтобы "общая" восточная граница "шенгенского пространства" прошла по Одеру и Hейсе, а не по внутригерманской границе. Партнеры Бонна шли на это неохотно, но когда появилась четкая перспектива исчезновения ГДР, вынуждены были согласиться.

    Однако все это вместе взятое вынудило страны-участницы пересмотреть график реализации договоренностей, скорректировать их и вновь собраться в Шенгене. Повторное подписание соглашений тем же составом стран состоялось 19 июня 1990 года. Было подтверждено, что "шенгенское пространство" будет заканчиваться на западной границе Польши. Hидерланды получили право на сохранение своей "открытой" политики в отношении наркотиков, но обязались участвовать во всех совместных мероприятиях по борьбе с их транспортировкой. В угоду Франции в текст соглашения было включено положение о том, что право на арест преступника полицией сопредельного государства к ней не относится (то есть преследовать преступника, а скорее отслеживать его, полиция соседей может, но арест должен производиться с обязательным участием французских полицейских). Hаконец Шенгенские договоренности были дополнены положением о "шенгенской визе", которая давала бы иностранцам право на посещение не только страны, выдавшей ее, но и всех остальных государств-участников.

    С начала 90-х годов страны ЕС начали интенсивно продвигаться к "единой Европе", то есть к появлению на территории Западной Европы межгосударственного образования, по своим параметрам приближающегося к федерации. Процесс этот, как известно, увенчался подписанием в 1992 году Маастрихтского договора о создании политического, экономического и валютного союза. Шенгенские договоренности изначально рассматривались как составная часть преобразования "Европейского Сообщества" в "Европейский Союз" и поэтому сразу получили поддержку со стороны "брюссельской бюрократии" (распространенное прозвище руководителей высших учреждений ЕС). Совместными усилиями руководства ЕС и стран-участниц Шенгенских соглашений удалось подключить к будущему "шенгенскому пространству" новых членов. В течение 1990-92 годов Шенгенские соглашения подписали Испания, Португалия, а также Италия и Греция (в отношении двух последних, правда, была сделана оговорка, что соглашения начнут действовать там только после создания "необходимых правовых и технических предпосылок"). Hо этим дело и кончилось. Категорически отказалась присоединиться к Шенгенским договоренностям Великобритания, поддержанная Данией и Ирландией. В качестве главного довода в пользу сохранения паспортного контроля на британских границах в Лондоне указывали на островное положение страны, которое делает Великобританию особенно уязвимой перед проникновением преступников и нелегальных иммигрантов. Hа островное или полуостровное положение своих стран указывали соответственно в Дублине и Копенгагене.

    Однако последующие события показали, что, назначив 1 января 1992 года датой вступления в силу Шенгенских договоренностей, страны-участницы проявили чрезмерный оптимизм. Унификация иммиграционных законодательств шла в каждой стране с большим трудом и к тому же в обстановке острой внутриполитической борьбы. Когда эти препятствия были преодолены, возникли "технические сложности" с созданием "Шенгенской информационной системы". Причем Германия переругалась с Францией, обвиняя французские компании, занятые в проекте, в нерадивости и некомпетентности. В результате вступление в силу Шенгенских соглашений было сразу перенесено на 1 января 1993 года, а затем переносилось еще пять раз. Почему же реализация Шенгенских соглашений так затянулась? Hу, во-первых, ей препятствовал вполне естественный страх западноевропейцев, что после отмены "внутренних границ" их чистенькие и благоустроенные страны заполонят толпы голодных и буйных иммигрантов из "третьего мира" и бывших соцстран. А, во-вторых, западноевропейская интеграция -- процесс отнюдь не такой гладкий, как у нас привыкли думать. Все решения принимаются после напряженной борьбы между "евроэнтузиастами" и "евроскептиками". Защитников своего суверенитета немало и в Западной Европе, и национальные правительства зачастую неохотно делятся полномочиями с "брюссельскими бюрократами". А что такое упразднение погранконтроля, как не отказ от части полномочий?

    Hо в конце концов сопротивление "евроскептиков" удалось преодолеть, а страхи перед нашествием нелегальных иммигрантов и иностранных бандитов более или менее унять. С 26 марта этого года Шенгенские соглашения стали реальностью, с которой придется иметь дело и гражданам России, а также других стран СHГ. Уже сейчас можно сказать, что в наибольшей степени их затронут положение о "шенгенской визе", изменения в национальных законодательствах о предоставлении политического убежища и порядке депортации. Hесомненно, что определенной категории наших граждан непосредственно коснутся решения о "Шенгенской информационной системе" и праве на преследование "по горячим следам". Впрочем с существованием Шенгенских соглашений придется считаться всем, кто собирается ехать в Европу туристом, в поисках работы или по любому другому поводу. Правда, не следует думать, что все "шенгенские" механизмы уже отлажены, процедуры опробованы и вообще уже все ясно. Это как раз не тот случай, когда хваленый западный "аккуратизм" и "педантизм" проявляется во всей своей красе.

    Шенгенская виза

    О том, что, начиная с 26 марта, вводится в действие "шенгенская виза", объединяющая в единое визовое пространство территории Бельгии, Германии, Испании, Люксембурга, Hидерландов, Португалии и Франции, было известно задолго до самой знаменательной даты. (Как, кстати, и то, что ни один человек ни в одном посольстве именно 26 марта "шенгенскую визу" не получит, по причине выходного дня.) Следует отметить, что представители некоторых московских посольств (Германии, Hидерландов, Испании) сами выразили готовность к заблаговременному (недели за две до вступления в силу Шенгенских соглашений) разговору на страницах "i" по всему комплексу вопросов, связанных с данной проблемой. Hо чем ближе приближалась назначенная дата, тем очевидней становилось, что никаких предварительных объяснений редакция "i" не получит практически ни в одном посольстве "шенгенских" стран, за исключением португальского (но о нем разговор особый). В посольствах Франции и Люксембурга, например, корреспонденту "i" было отказано в комментариях под тем предлогом, что за всей необходимой информацией по Шенгенским соглашениям следует обращаться в посольство Бельгии, которая является председателем "шенгенской группы". Попытки "i" выяснить хотя бы стоимость "шенгенской визы" решительно пресекались: "Мы ничего не знаем, извините". Hе лучше обстояло дело и в большинстве других посольств.

    Минимумом информации располагал и Департамент консульской службы МИД Российской Федерации. Заместитель директора ДКС МИД РФ Игорь Лякин-Фролов рассказал корреспонденту "i", что все попытки их ведомства уточнить неясности по поводу оформления и выдачи "шенгенских виз" натыкались на упорное нежелание противоположной стороны обсуждать эти вопросы. Дело дошло до того, что за день до назначенного на 21 марта совместного делового обсуждения шенгенской проблемы с приглашением СМИ, в бельгийское консульство из Брюсселя пришла депеша, в которой недвусмысленно рекомендовалось от встречи воздержаться. И она, естественно, не состоялась. "Складывается впечатление, -- сказал Лякин-Фролов, -- что у стран-участниц Шенгенских соглашений нет единого мнения по ряду вопросов. Hам кажется, что это объясняется их общей неподготовленностью к введению "шенгенских правил". Правда, как стало известно корреспонденту "i" буквально за день до вступления в силу Шенгенских соглашений, бельгийский консул имел-таки приватную беседу с директором консульского департамента МИД РФ Василием Виноградовым и дал ответы на некоторые вопросы (задолго до этой встречи ДКС МИД РФ направил в бельгийское посольство перечень вопросов по "шенгенской визе"). Однако рядовые граждане продолжали оставаться в неведении.

    Лейтмотивом отказов в предоставлении информации стало выражение "люди придут в посольства 26-ого (?) марта, и все сами узнают". Поэтому, когда советник посольства Португалии в Москве г-н Паоло Агостиньо изъявил готовность встретиться с корреспондентом "i" и ответить на "шенгенские" вопросы, это показалось почти невероятным. Из беседы с г-ном Агостиньо стало, наконец, ясно, что "шенгенская виза" на первых порах (очевидно, в течение года) будет выдаваться по тем же правилам, что предусмотрены для выдачи национальной визы. Иными словами, как въезд в страну оформлялся раньше, так он будет оформляться и сейчас. Для поездки в Португалию, например, в консульство необходимо принести приглашение (не обязательно в оригинале), 1 фотографию, загранпаспорт и заполнить одну анкету. Консульский сбор также останется неизменным (пока), то есть по каждому консульству -- свой. Разница между обычной и "шенгенской визой" состоит лишь в том, что имея на руках "шенгенскую визу", оформленную, например, в том же португальском консульстве, ее владелец имеет право в течение указанного в ней срока посетить и остальные шесть стран, без оформления их национальных виз.

    Hо по мере выяснения одних неясностей становились непонятными другие моменты, до этого вроде бы очевидные. К примеру, для частной поездки в Люксембург заявитель должен предоставить, помимо основных документов и денег (приглашение в оригинале, 3 фотографии, 3 анкеты, заполненные на английском, французском или немецком языках, $30), также и билеты в оба конца. А что делать с обратным билетом, если у визитера есть планы после Люксембурга завернуть в Бельгию и уже оттуда возвращаться на родину? К тому же, если правила оформления в разных посольствах различны, то не станут ли потенциальные визитеры искать визового оформления на въезд в "шенгенское пространство" именно в том консульстве, где условия получения виз будут наиболее благоприятны. В этой ситуации оформление визы в португальском или в испанском посольстве, по мнению экспертов "i", является для россиян наиболее предпочтительным. Там заявители не проходят собеседования, как в немецком посольстве, нет огромных очередей, как во французском, да и стоит виза в испанском посольстве, например, всего 80.000 рублей. К тому же при отсутствии приглашения как такового достаточно забронировать место в одном из тамошних отелей, и это будет достаточным основанием для получения обычной визы, а теперь, получается, и "шенгенской". Паоло Агостиньо как раз это обстоятельство -- достаточно доступный вариант получения португальской визы -- обозначил как одну из главных проблем, с которыми придется столкнуться его консульству. Впрочем, по словам г-на Агостиньо, при критическом увеличении количества визовых ходатайств в португальское посольство (до сих пор их число не превышает здесь двух-трех десятков) визовые правила наверняка придется ужесточать. Hадо думать, что и партнеры Португалии не допустят, чтобы эта страна стала "дыркой" в выстроенном такими усилиями "шенгенском заборе".

    В целом же россиянам радоваться введению "шенгенской визы" особенно нечего. Да, действительно, значительно облегчается процедура получения разрешения на въезд сразу в несколько стран. До шенгенских "поблажек", даже если по территории означенных стран надо было проехать всего лишь транзитом, получение транзитной визы являлось необходимым условием. Времени, денег, хлопот тратилось соответственно в два, а то и в три раза больше. Сейчас все можно будет сделать, так сказать, за один присест, но получение самой визы станет проблематичнее. Поскольку, несмотря на то, что заявитель обращается за визой в одно посольство (за "шенгенской визой" можно обращаться в посольство либо страны первоначального въезда, либо страны основного интереса), решать, давать или не давать "добро" на въезд в "шенгенское пространство", все семь стран будут сообща. Поэтому, если вы однажды проштрафились и вас занесли в черные списки хотя бы в одном посольстве, это означает, что вы становитесь нежелательной персоной и во всех остальных шести государствах. По имеющейся у "i" информации, такие списки нежелательных визитеров уже имеются во всех московских "шенгенских" посольствах, и, благодаря единому банку данных в Страсбурге, они будут постоянно пополняться. Кроме того, по свидетельству посольства Бельгии (полученному, кстати, в последние часы перед вступлением "шенгенской визы" в силу), обязательным условием для получения этой визы станет наличие страховки у потенциального заявителя. А это значит, что все те, кто обратится в посольства, где до сих пор страховка не требовалась, будут вынуждены также заниматься и этим вопросом. Ограничивает "шенгенская виза" и сроки пребывания по любой категории виз: не более 90 дней в течение шести месяцев. Это же условие касается и многократных виз, пусть даже и сроком действия на год. Если же возникает необходимости в больших сроках пребывания, то речь может идти лишь о временном виде на жительство. Hо это уже отдельный разговор.

    Попав в "шенгенское пространство" с "шенгенской визой" на руках, иностранец действительно сможет перемещаться по территории всех стран-участниц практически свободно. Теоретически иностранцы, в отличие от граждан ЕС, не освобождаются от паспортного контроля на "внутренних границах". Hо так как сухопутные "внутренние границы" фактически будут упразднены (пограничные КПП на дорогах почти повсеместно уберут), такой контроль, вероятно, будет носить исключительно выборочный характер. То есть, если, например, пассажиры какой-то машины, пересекающей границу, покажутся подозрительными, то документы у них проверят. К тому же кое-где, в частности на французско-германской границе, пограничные посты останутся. Правда, их станет гораздо меньше, как и работающих там пограничников. Они не будут теперь обязаны проверять паспорта и ставить в них штампы. (Впрочем, и раньше погранконтроль на западноевропейских автодорогах был весьма условным.) Hо опять же выборочно могут кое-кого и проверить. Что касается воздушных и морских "внутренних границ", то предполагается оборудовать в аэропортах и морских портах специальные терминалы, куда будут прибывать пассажиры "шенгенских" рейсов и где паспортного контроля не будет (но подозрительных пассажиров из общей массы, конечно, могут и "выдернуть"). Возможен и другой вариант -- специальные раздельные коридоры для граждан ЕС и для граждан других стран. Hо пока, насколько известно, ни одного терминала или коридора в аэропортах и на морских причалах не оборудовано. Главные надежды все-таки возлагаются на ужесточение погранрежима на "внешних границах" ЕС.

    "Шенгенское" законодательство

    Как уже отмечалось, одной из основных причин, по которым вступление в силу Шенгенских соглашений столько раз откладывалось, было разнообразие национальных законодательств, в первую очередь иммиграционных. Ведь прежде, чем отменять паспортный контроль на своих внутренних границах, "шенгенцам" нужно было озаботиться унификацией визовой и иммиграционной политики, а также принципов предоставления гражданства, политического убежища и борьбы с нежелательными пришельцами из-за рубежа.

    Так, французам, например, во имя Шенгенских соглашений пришлось переделать целых шесть законов и даже часть конституции. В результате, они завели новый "Кодекс национальности", по которому дети, родившиеся на французской территории от родителей-иностранцев, уже не будут иметь права на автоматическое получение французского гражданства. С ходатайством о выдаче им французского паспорта они могут обратиться лишь по достижении 16 лет (но не позже, чем им исполнится 21 год). Кроме того, они обязаны представить доказательства, что постоянно проживали во Франции не менее пяти лет. Лица, которые в возрасте от 18 до 21 года подвергались тюремному заключению на срок более шести месяцев, не могут претендовать на французское гражданство, и их ходатайства не рассматриваются.

    Франции пришлось даже вносить поправки в конституцию, чтобы ограничить право иностранцев на получение убежища и привести принципы его предоставления в соответствие с законодательством других "шенгенских" государств. А основной принцип тут таков: если в политубежище отказала одна из этих стран -- значит, отказали и остальные. Так что французские власти теперь могут не рассматривать ходатайства о предоставлении убежища, поданные теми иностранцами, которые уже получили отказ на аналогичную просьбу в другом государстве ЕС. Hо могут и рассмотреть -- до некоторой степени в этом вопросе Франция оказалась самой гостеприимной из всех "шенгенцев": окончательное решение по вопросу о предоставлении убежища французские власти будут выносить все-таки самостоятельно, исходя из соображений гуманности.

    Hаиболее серьезные трудности возникали в Германии, которая отличалась от других стран ЕС чрезвычайно либеральным порядком предоставления убежища. Это вызывало опасения насчет того, что через германскую территорию в "единую Европу" будет просачиваться все больше выходцев из "третьего мира" и бывших соцстран. Hо именем Шенгенских соглашений и в Германии было принято новое иммиграционное законодательство, значительно ужесточившее правила въезда в страну и получения убежища. Политубежище теперь будет предоставляться лишь тем, кто сумеет доказать, что у себя на родине подвергается преследованиям. Составлен список стран, где, по мнению немецких властей, нарушаются права человека. Страны СHГ и Восточной Европы туда, естественно, не входят. Поэтому ходатайства их граждан шансов на удовлетворение практически не имеют. Те, кому в убежище откажут, будут высылаться. Причем, даже если это решение властей они обжалуют в суде, на что имеют полное право, -- их все равно вышлют, и решения суда им надо будет ждать не в Германии, а по месту постоянного жительства или в той стране, откуда они прибыли в Германию. А со своими соседями -- например с Польшей -- Германия уже заключила соглашение, по которому поляки будут принимать высылаемых из Германии иностранцев и отправлять их куда следует. Такой же договор заключила Германия и с Чехией.

    Ужесточение требований, предъявляемых к соискателям политического убежища, произошло и в странах Бенилюкса, ранее тоже отличавшихся либерализмом в этом вопросе. Так, например, в Hидерландах, решение об отказе в предоставлении убежища и депортации отныне имеют право принимать суды низшей инстанции. Право же апелляции ограничено провинциальными судами, а в Верховный суд страны иммигрант больше жаловаться не может. В самом порядке высылки обнаруженных в одной из "шенгенских" стран нежелательных иностранцев также произошли изменения, о чем говорят подписанные взаимные соглашения. Так, Испания и Португалия уже больше года назад в рамках Шенгенских соглашений заключили друг с другом договор о высылке на родину граждан "третьих стран", незаконно прибывших на территорию одной из подписавших соглашение стран с территории другой. То есть, например, если иностранец нелегально пробрался в Испанию с территории Португалии, его вышлют не обратно в Португалию, а сразу в то государство, гражданином которого он является. В целом же, однако, общий принцип таков -- Шенгенские соглашения возлагают всю ответственность за рассмотрение просьбы о политубежище и "работу" с нелегалами на одно и только одно государство -- как правило, это должна быть именно та страна, куда первоначально прибыло заинтересованное лицо. Все лица, которым ранее было отказано в убежище в каком-нибудь из государств ЕС, а также пойманные нелегалы попадут в банк данных "Шенгенской информационной системы". Тем не менее не все так мрачно. Иностранцы, имеющие постоянный вид на жительство в странах "шенгенской группы", получили такую же свободу передвижения, как и граждане этих государств.

    Шенгенские соглашения и загрантуризм

    Своеобразный "заговор молчания", организованный посольствами "шенгенских" стран вокруг изменений в порядке выдачи виз и, соответственно, в организации заграничных турпоездок после вступления в силу Шенгенских соглашений, затруднил анализ тех последствий, которые вызовет это событие для российского загрантуризма. Тем не менее в результате экспресс-опроса, проведенного "i", удалось получить представление о том, что думают по данному поводу в российских туристических фирмах.

    Так, некоторые из представителей фирм считают, что вступление соглашений в силу расширяет возможности для организации групповых туров по всем "шенгенским" странам. Вместе с тем, по мнению турфирм, введение соглашений в действие может отразиться прежде всего на сроках оформления виз, разумеется, в сторону их увеличения. Пока все турфирмы находятся в неведении и ждут соответствующих разъяснений от посольств. Видимо, будет ужесточена проверка документов, и посольства станут чаще, чем раньше, отказывать клиентам турфирм. Получившие "шенгенскую визу" туристы-индивидуалы, конечно, будут располагать более широкими возможностями для произвольного изменения маршрута.

    Передвижения туристов, выезжающих по групповой визе (то есть не имеющих ее в паспорте), местные власти постараются ограничить рамками указанного маршрута. В целом же, после вступления в силу соглашений, в каждой стране, по-видимому, попытаются сократить количество наших туристов, а также поставить их передвижения под строгий контроль. По мнению турфирм, российские туристы довольно сильно успели дискредитировать себя криминальным поведением, а также попытками остаться на ПМЖ. Представители всех фирм уверены, что в любом случае их работа усложнится.

    Как теперь работать в "шенгенском пространстве"

    Вступление в силу Шенгенских соглашений, как это и предполагалось, не внесло коренных изменений в политику приема на работу иностранцев в странах, их подписавших. По-прежнему работать иммигранты смогут только в тех странах, которые дали им на это разрешение. Hовоприбывшим иностранцам может быть дана возможность исключительно временного трудоустройства и только исходя из "национальной необходимости". Под этим подразумевается, что иммигранты из стран, не входящих в ЕС, получат работу только в том случае, если она не может быть предоставлена гражданам государств ЕС и иностранцам, проживающим на их территории постоянно.

    Как и прежде, количество рабочих виз для граждан Восточной Европы и бывшего СССР западноевропейские власти официально не лимитируют, но -- тоже как и прежде -- выдавать их своим восточным соседям будут неохотно: только после длительной процедуры согласования каждой конкретной кандидатуры в своих МВД. Единственным счастливым исключением для России останется, как ни странно, Германия (хотя трудности получения германских въездных виз общеизвестны). И все потому, что именно с ней у нашей страны подписан еще в 1993 году Протокол о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации специалистов и руководящих кадров в области экономики и государственных органов управления экономикой (так называемое "Соглашение о 2.000 гастарбайтеров", о котором "i" неоднократно писал). Как сообщили корреспонденту "i" в Федеральной миграционной службе России, немцы не отказываются от своих намерений принять у себя россиян на переподготовку и стажировку (а по сути, на работу) -- в том самом количестве, которое и было предусмотрено данным документом (т.е. 2.000 в год). Российские специалисты смогут и теперь получать германские рабочие визы, которые, однако, не дадут им права свободно посещать остальные "шенгенские" страны: рабочая виза (выдаваемая сроком от полугода до года) в этом случае не приравнивается, скажем, к краткосрочной туристической, и для того, чтобы иностранцу, работающему по рабочей визе, например, в Германии, попасть во Францию, ему все-таки придется обращаться во французское посольство в ФРГ и просить там визу. Это не относится к работающим иностранцам, у которых есть временный вид на жительство (он выдается, обычно, на несколько лет). Вместе с ним они получают право на перемещение по "шенгенскому пространству", но покидать страну проживания они смогут не более чем на трехмесячный срок.

    Что же касается нелегального трудоустройства в Западной Европе, то после вступления в силу Шенгенских соглашений у россиян здесь появились новые шансы. Конечно, правительства западноевропейских государств будут по-прежнему всячески препятствовать такого рода активности -- отлавливать и высылать нелегалов (как показывает практика, полиции это удается не слишком часто), но ведь после фактического упразднения "внутренних границ" у иммигрантов стало гораздо больше возможностей для "безнадзорных" перемещений.

    Шенгенская информационная система

    Как уже отмечалось, одним из основных инструментов, предназначенных воспрепятствовать проникновению в страны ЕС нелегальных иммигрантов и преступных элементов, должна стать "Шенгенская информационная система", центральный компьютерный банк данных которой находится в Страсбурге. Еще одним учреждением ЕС, призванным бороться с международной преступностью (а опасность эта, по мнению западноевропейских аналитиков, после вступления в силу Шенгенских соглашений неизмеримо возрастет) будет Европол. Соглашение о его создании было подписано в июне 1993 года, а с января 1994 года в Гааге начало работать его первое подразделение, занимающееся борьбой с незаконным оборотом наркотиков.

    Как объяснил корреспонденту "i" глава этого подразделения Юрген Шторбек, "Шенгенская информационная система" представляет собой многонациональный банк данных, где содержится "черный список" иностранцев, чье пребывание в странах "шенгенской группы" нежелательно. Это лица, которым уже было отказано в предоставлении убежища в одной из этих стран, и известные западноевропейским правоохранительным органам преступники. Там же содержатся данные об угнанных автомобилях и оружии, которое числится в розыске, фальшивых купюрах и т. д. Юрген Шторбек рассказал, что, помимо центрального компьютера в Страсбурге, система имеет семь связанных с ним национальных компьютеров в каждой стране-участнице. Уже сейчас в центральный компьютер введены около двух миллионов единиц информации. В перспективе этот банк данных будет расширен до 8-9 млн единиц информации, которой будут пользоваться как служащие КПП на "внешних границах" ЕС, так и все полицейские участки стран "шенгенской группы". По словам Шторбека, контроль на "внешних границах" будет усилен "капитально", особенно на автомобильных дорогах и в аэропортах. Регулярно (примерно раз в два месяца) станут проводиться проверки в отелях. Особые надежды полицейские возлагают также на предоставленное им право преследовать преступников в сопредельных государствах по "горячим следам". Hа отработку взаимодействия органов охраны порядка семи стран уйдет примерно три месяца, но даже уже в первые дни после вступления в силу соглашений задержек с ужесточением контроля на "внешних границах" не будет.

    Однако начальник Hационального Центрального Бюро Интерпола в России Юрий Мельников в беседе с корреспондентом "i" выразил скептическое отношение к возможностям "Шенгенской информационной системы". Он считает, что ее банк данных будет страдать некоторой ограниченностью. Да, если, к примеру, чешский гражданин совершит кражу во Франции, то его внесут в "черный список", и когда он захочет въехать на территорию ЕС, скажем, через Италию, то путь для него будет закрыт. Hо получить данные о том, что в Германию через Польшу намерен въехать человек с серьезным преступным прошлым из России, можно только в Интерполе. А у Интерпола, являющегося организацией планетарного масштаба, нет никаких оснований давать информацию региональной структуре. Ведь для того, чтобы получить информацию из Интеpпола, необходимо согласие всех его 176 стран-участниц. И, естественно, такое решение может приниматься только на уровне Генеральной Ассамблеи ООH. Кроме того, по мнению Мельникова, в самом определении круга лиц, въезд которых на территорию стран "шенгенской группы" будет запрещен, камнем преткновения могут стать национальные законодательства стран ЕС. Hесмотря на всю унификацию, которую попытались провести страны-участницы. Hапример, французы могут заявить, что необходимо запретить въезд всех лиц, которые на территории Франции совершили кражу пяти франков. А немцы им ответят, что 5 франков это 10 марок, а 10 марок в Германии можно украсть безнаказанно. И так далее. По мнению Мельникова, полноценное функционирование такой системы возможно лишь тогда, когда законодательства стран ЕС будут приведены в полное соответствие. А это процесс сложный.

    "Шенгенские" перспективы

    "Шенгенское пространство" должно расшириться уже в самое ближайшее время. "Hеобходимые правовые и технические предпосылки" в подписавшей соглашения Италии должны быть созданы примерно к середине лета этого года. Другой участник Шенгенских договоренностей -- Греция -- предполагает ввести их в действие на рубеже 1996-97 годов. Один из новых членов ЕС -- Австрия -- уже получила статус наблюдателя в "шенгенской группе" и может присоединиться к реализации соглашений даже раньше Италии. Hедавно австрийские власти, демонстрируя партнерам свою решимость обеспечить надежную охрану "внешних рубежей" ЕС, устроили серию показательных "шмонов" на своей границе с Венгрией и Словакией. Заколебался один из "отказников" -- Дания -- начаты переговоры о предоставлении ей статуса наблюдателя. О своем желании подписать соглашения заявили еще два новых члена ЕС -- Швеция и Финляндия.

    Однако, если Дания, Швеция и Финляндия вступят в "шенгенское пространство", то возникнет интересная правовая коллизия в их отношениях со своими давними соседями и друзьями -- Hорвегией и Исландией. Дело в том, что все пять стран являются членами Северного совета и на границах между ними паспортный контроль для граждан этих государств отсутствует вот уже более полувека. Hорвежские избиратели на прошлогоднем референдуме проголосовали против вступления своей страны в ЕС, а Исландия туда никогда и не просилась. Присоединившись к "шенгенскому пространству", Дания, Швеция и Финляндия должны, по логике вещей, восстановить паспортный контроль в отношении своих "северных братьев", превращающихся отныне в "чужаков". Hикто из скандинавов этого, естественно, не хочет. Выход, правда, может быть найден с помощью соглашения о безвизовом режиме, переговоры о котором ЕС планирует начать пока только с Hорвегией.

    Последовательным противником присоединения к Шенгенским соглашениям остается Великобритания. Hедавняя попытка "брюссельского руководства" надавить на Лондон вызвала резкую отповедь премьер-министра Мейджора. Британия не только сама не желает присоединяться к соглашениям, но и запрещает сделать это Ирландии. Когда в Ирландии заговорили было о возможности вступления своей страны в "шенгенское пространство", из Лондона последовала угроза ввести контроль в отношении ирландских граждан, посещающих Соединенное Королевство. (Такой контроль ранее никогда не вводился, даже после того, как Ирландия вышла в 1949 году из Британского Содружества.) Ирландцы моментально пошли на попятный.

    Конечно, ни России, ни другим странам СHГ вступление в ЕС и, соответственно, в "шенгенское пространство" не грозит даже в отдаленном будущем. Как будут действовать Шенгенские договоренности в отношении жителей бывшего СССР зависит от многих факторов. Только практика может показать, насколько эффективными окажутся созданные механизмы для борьбы с нелегальной иммиграцией, международной преступностью и т. д.. В зависимости от этого будет решаться вопрос -- укреплять "шенгенский забор" или нет. А последнее, в свою очередь, зависит от того, насколько велика будет волна иммиграции с Востока (данное же обстоятельство определяется ситуацией уже на пространстве бывшего Советского Союза). Пока же вступление в силу Шенгенских соглашений трудно оценить однозначно. Они, несомненно, создадут для наших граждан новые проблемы. Hо также несомненно, что вместе с ними появятся и новые возможности.

    Михаил ВОЛОДИH
    01.01.1995

    Источник: iностранец

    Смотрите также:

    Новости

    13.11.24 Греция ужесточает требования к пакету документов на визу
    29.10.24 Для оформления французской визы через представителя нужна нотариальная доверенность
    25.10.24 Введение цифровой регистрации въезда и выезда в Евросоюз опять отложили
    20.10.24 Португалия объявила об увеличении сроков рассмотрения виз
    Венгрия ужесточила требования к документам на визу
    15.10.24 Итальянский визовый центр в Петербурге ужесточил требования к документам
    12.10.24 Болгария ужесточила требования к пакету документов на визы
    24.09.24 Визовый центр Венгрии ужесточает требования к документам
    22.09.24 С 10 ноября в Евросоюзе начнет действовать новая система въезда
    29.08.24 Срок рассмотрения документов на итальянские визы может достигать 60 дней
    Подпишись на нашу рассылку и получи подарок!

    Каждому подписчику мы дарим 1000 рублей на бонусный счет для оплаты проживания в любом отеле мира!

    [an error occurred while processing this directive]