В космонавты набирали без особого отбора. По способностям конечно, но больше - по желанию. Мы пожелали.
Мы - это несколько алтайских журналистов и примкнувшие к ним участники театральной студии, которые должны были показать вершины русской культуры на том самом мероприятии, куда мы и отправлялись. А может журналисты примкнули к театралам, кто его там разберет. Общим было лишь одно - неизведанный космос монгольских просторов, где проводился первый спортивно-туристический фестиваль "Большой Алтай".
Кроме монгольского космоса был и еще один - вполне земной космос, а именно - наш старенький корейский автобус именно под таким названием - Космос. Так мы временно стали космонавтами.
И вот монгольская граница. Таможня. Паспортный контроль. Все дела.Граница работает с 9 утра до 6 вечера. Воскресение - выходной. Все по-серьезному.
Первый монгол, который пошел с нами на контакт был сотрудником наверное таможни. Он не плохо говорил по-русски и объяснил нам как заполнять миграционные карточки. Их надо было заполнять либо на английском, либо на монгольском. Большинство из нас выбрало английский вариант, кроме Марины, которая сначала хотела заполнить именно монгольский вариант, наверное из-за графы "пол", которая по-монгольски пишется - "хуйс", но потом все ж отказалась в пользу английского.
Потом еще наш Космос продезинфецировали за отдельную мзду - в чистенькой Монголии наши микробы не нужны)).
Таможня пропускает медленно, весь переход границы занял около четырех часов.
На таможне же мы встретились с участниками знаменитого ралли Пекин-Париж. О их присутствии нас предупредил тот самый первый монгол словами : "Ралли, блядь", наверное не вкладывая в последнее междометие никакого негативного смысла.
И вот - Монголия. Первые монгольские постройки- небольшой поселок из десятка развалюх при таможне. Есть отель.
А далее - бездорожье, ибо дорог в западной Монголии нет в принципе. Скорость 30-40 км/ч.
Конечно, мы все смотрели фотки в инете и ожидали увидеть зеленые монгольские степи. Действительность немного разошлась с этими представлениями.
Сначала кое-где торчали еще какие-то малюсенькие кустики и островки травки. Потом пропали и они. И даже лишайники. Пустыня. Камень. Пыль. Пуууустыыыня. Уныыыыние. Тоскааа.
И так километров 200, до монгольского города Баяна Улгия. На самом деле от границы всего 80 км, но нам показалось больше.
И вот он - первый населенный пункт.
Баян Улгий - центр одноименного аймака, края по-нашему. Крупный центр. 29000 населения. Где их столько насчитали, я не знаю, даже на завтрашнем праздники была от силы тысяча народу вместе с артистами. Население - этнические казахи в подавляющем большинстве.
В этом месте протекает река Ховд, так что в городе и окрестностях даже есть немного зелени.
Строения в городе убогие. Обветшалые здания советской эпохи и новостройки из пыли. Ну то есть из самодельного кирпича, состоящего из местной пыли и навоза, этот кирпич сформируют тут же, своими силами и обожигают на жарком монгольском солнце.
Во дворах нет ничего. На плоских крышах этих хибарок сушатся кизяки
На ночлег остановились за городом, на берегу Ховда.
Место не плохое, но кустов почти нет, крупных камней тоже, следовательно туалетные дела производить затруднительно. За горой было укромное местечко, но там страждущих ждал неприятный сюрприз в виде дохлой коровы, которую я фотографировать не стал. Корову ночью утащили монголы волоком, привязав ее за грузовик.
Из приятного в тот вечер был организованный для нас монгольской стороной концерт, который прошел в местном театре. Сам театр, разумеется, старый, построенный в советские времена и с тех пор не ремонтировавшийся. Но сама программа очень понравилась. Никто не ожидал, что в такой "дыре" могут быть такие талантливые музыканты. У нас в городе с двадцатью девятью тысячью населения как правило очень очень убогая самодеятельность.
В обед мы открыли фестиваль на главной площади.
Открытие было долгим, потому что монгольские начальники любят болтать с высоких трибун еще больше наших. Вообще, уже здесь мы начали понимать как монголы относятся ко времени: два часа ничего не значат, три часа ничего не значат, вообще не важно: сегодня или завтра произойдет то или иное событие)))
Зрители сидят прямо на бордюре.
Весь следующий день и часть ночи утомительный переезд к основной поляне фестиваля. Описывать нечего - пыль камень, пустыня. Все очень устали.
Приехали около двух часов ночи, и тут выяснилось, что обещанные кому-то юрты не готовы принять гостей. Для жителей городских джунглей ставить палатку в темноте показалось столь тяжелой задачей, что они решили лучше утопиться в Ховде нежели опять повторять эту сложнейшую и нелепейшую процедуру с начала и до конца. Только кромешная темнота не позволила им найди дорогу до реки, утопления не состоялось; палатки общими усилиями поставили, и все успокоились до утра.
Утро выдалось очень ранним. Я лично проснулся раньше шести, потому что дикое монгольское Солнце прожигало палатку насквозь и уже раскалило не смотря на ранний час воздух в ней до состояния сауны.
Погода вообще стоит отдельной строки. В западной Монголии она может меняться десять раз за час. Вот только Солнце готово было буквально испепелить вас, но откуда-то появились тучи, задул холоднючий ветер, и вот уже без теплой куртки не обойтись. Дождь тоже может полить, но проходит быстро, ураганный ветер стремительно проносит тучи. Ветер же порою, действительно достигал силы ураганного, сносил наши палатки. Монголы наверное немало посмеялись над нашими нелепыми заменителями жилищ, ведь юрты стояли не шелохнувшись при любом ветре.